Премьер-министр Виктор Янукович сегодня едет в Брюссель. Он возглавит украинскую делегацию на заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом. И хотя в Европе нового украинского премьера воспринимают в целом очень холодно, теперь ему могут быть даже рады. В отношениях с Евросоюзом Киев много лет напоминал профессиональную попрошайку, дергающую Брюссель за рукава с требованиями так называемых членских перспектив. То есть официального согласия на присоединение к ЕС в будущем, например, через Соглашение об ассоциируемом членстве. Причем политика эта не менялась независимо от происходившего в самой Украине: грубое нарушение избирательных прав, бесцеремонное подавление свободы высказываний и демократии в целом, присоединение к Единственному экономическому пространству с Россией, Казахстаном и Беларусью.
Украине такие домогательства никаких результатов не давали, а Евросоюз ощутимо раздражали.
Виктор Янукович членства в Европейском Союзе вряд ли будет просить. По крайней мере, за полтора месяца своего премьерства он ни разу публично об этом не заявил. В Польше, например, прямой вопрос о членстве Украины в ЕС и НАТО проигнорировал. Янукович говорит общими фразами — о европейской интеграции и так далее. Собственно, для премьера от коалиции Партии регионов, коммунистов и социалистов умалчивание темы членства в Евросоюзе является вполне естественным.
Трагедии в этом нет — вреда отношениям Украины с Европейским Союзом это точно не принесет. А симпатий ненавязчи вому Януковичу может даже и добавит.
Много лет Киев напоминал профессиональную попрошайку
В следующем году должны начаться переговоры о заключении между Украиной и ЕС нового базового договора. Нынешнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве заканчивается в 2008-м. Розовой украинской мечтой было добиться признания членских перспектив как раз в новом документе. Однако в Евросоюзе для этого нужно согласие всех стран-членов, а его пока еще нет. Поэтому независимо от того, кто был бы в правительстве и коалиции, говорил бы премьер о членстве в Евросоюзе или нет — результат был бы одинаковым. Потому что быстрее Киев с этим успокоится и сосредоточится на реальном сближении с ЕС. И так будет лучше.
— Прямого указания на перспективу членства в Евросоюзе не будет, — говорит о будущем соглашении с ЕС директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко, 32 года. — Думаю, запишут какую-то обтекаемую формулировку об интеграции Украины в ЕС, но без слова "членство". Собственно, для нас сейчас намного важнее является получение конкретных, в частности финансовых механизмов, позволяющих в недалекой перспективе дотянуть Украину до стандартов Евросоюза.
Настоящее же отношение правительства Виктора Януковича к отношениям Украины с Евросоюзом засвидетельствуют его дела. Не смотря на то, что формально внешней политикой руководит Виктор Ющенко, роль премьера и правительства здесь очень велика.
Первая и вполне досягаемая сегодняшняя цель в отношениях Украины и ЕС — создание зоны свободной торговли. Для украинского бизнеса это откроет выход на 450-миллионный европейский рынок. Но предпосылкой начала переговоров о зоне свободной торговли является вступление Украины в Мировую организацию торговли. Но ни президент, ни прозападный министр иностранных дел Борис Тарасюк ускорить его не могут: это дело правительства и парламента.
— Действия правительства несколько настораживают: есть призывы к пересмотру непростых договоренностей, достигнутых за последние десять лет, — говорит директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый, 35 лет. — Есть разбежности во взглядах Януковича и Азарова. Потому все будет непросто. Завершение всех необходимых для вступления в М ОТ процедур до конца этого года, как записано в Универсале национального единства, не очень реалистично.
В конечном итоге, много будет зависеть от политической воли Виктора Януковича и его правительства. Присоединению к М ОТ противодействуют некоторые бизнес-группы внутри Украины, а также Россия. Пока еще реальные взгляды премьера на присоединение к М ОТ и на сотрудничество с Евросоюзом достаточно нечеткие. Возможно, Янукович разъяснит что-то сегодня. Хотя у украинских высокопоставленных должностных лиц всегда была одна плохая привычка: в Брюсселе говорить то, что приятно Европе, а в Москве — что хочет слышать Россия. В Сочи Янукович уже отметился заявлениями о статусе русского языка. Что скажет в Брюсселе?
Комментарии