Подполковник ВСУ Виталий "Дем" Демедюк на войне с 8 марта 2014 года. Воевал в районе Луганского аэропорта, Георгиевке, Лутугино, Песках, Марьянке, Нижнетеплом, Счастье. С начала полномасштабного вторжения — на Николаевщине, Херсонщине, Донецкой области.
С июля 2025 года — он начальник штаба, заместитель командира 59-й отдельной штурмовой бригады БПС.
С Виталием Демедюком мы поговорили о нынешнем положении дел на фронте, мобилизации, потерях россиян, ожиданиях от осенней кампании и многом другом.
Вы — командир десятого батальона — в июле стали начальником штаба 59-й отдельной штурмовой бригады в составе сил беспилотных систем. Как восприняли этот поворот?
Был готов к этому. Сначала исполнял обязанности заместителя командира бригады. Впоследствии – начальника штаба. Предшественник – Роман Рейтор, который сейчас возглавляет 72 бригаду. Были другие варианты, но 59-я, уже моя, родная. Первой о назначении узнала жена. Она также военная. Поддержала меня.
С чего начали?
С обучения. Самообразование. Нужно оперировать большим массивом информации. Законы, приказы. Именно ты – главный организатор процессов в бригаде. К тебе "стучится" практически весь персонал. Отделение рекрутинга также в компетенции начальника штаба.

Какая задача за это время была самой сложной?
Не могу что-то особенное выделить, потому что, как я уже сказал, готовился. Помог опыт командира батальона. Ничего сложного не заметил. Внимание к деталям, понимание того, о чем будешь говорить с подчиненным тебе личным составом.
Комбат – более боевая должность, начштаба – административная. Нет внутреннего диссонанса из-за этого?
Ошибочное мнение. Начштаба – это тоже не только бумаги перелистывать. Человек на этой должности является основным организатором работы штаба во время планирования и в повседневной деятельности. В необходимых случаях может отдавать распоряжения от имени командира и требовать их выполнения. Также обязан постоянно знать обстановку и быть в готовности постоянно ее доложить.
Самое сложное – зайти и выйти с позиций, чем непосредственно на них находиться
Какая ситуация была в зоне ответственности бригады, а это Покровское направление – в июле?
Начала стабилизироваться. Это если говорить о перемещении противника. Зато он начал наращивать беспилотную составляющую, работать по нашим позициям дронами, перерезать нам логистику, проводить дистанционное минирование у нас в тылу. Сейчас самое сложное – зайти и выйти с позиций, чем непосредственно на них находиться.
Как можно решить эту проблему?
Первое – работать над выявлением позиций пилотов противника, пунктов управления. Второе – беречь личный состав. Что это означает на практике – увеличить дистанции до переднего края, на котором проводится высадка. Ведь сейчас люди на позиции в основном заходят пешком. Доставка необходимого на позиции происходит с помощью дронов. Наблюдение, обнаружение противника, поражение.

Какова ситуация на Покровском направлении сейчас – самые болезненные "точки"?
Буду говорить за зону ответственности 59 бригады. Обеспечение пехотных позиций осуществляется "вампирами" (украинский беспилотник, который может нести до 15 кг боеприпасов, используется для поражения бронетехники, живой силы и дистанционного минирования. Оснащен тепловизионными камерами, что делает его эффективным в темное время суток, а также может переносить полезные грузы. - Gazeta.ua). Противник сейчас проводит детальное доразведку в глубине наших позиций. За последние две недели россияне активно применяют управляемые авиабомбы в районы расположения наших позиций. Вы понимаете: если 250-килограммовый "груз" ложится близко, посадка "выгорает". Ранее, на данном направлении такого массового применения тактической авиации не наблюдалось.
Известно, что ниже Новопавловки у нас есть проблемы. Там работают другие бригады. На 59-й это ощущается?
Там работают смежные подразделения, которые пытаются заблокировать процесс продвижения врага. Сверхкритических моментов нет, хотя ситуация сложная.
Каким бы ни было продвижение россиян, это потеря территорий и главное – людей
Рекламировалось летнее наступление врага. Наступила осень. Можно сказать, что планы россиян провалились?
Надо четко осознать: каким бы ни было продвижение россиян, это потеря территорий и главное – людей. Наших людей. У врага есть положительные для них сдвиги. Это связано с преимуществом в количестве личного состава и наращиванием беспилотной составляющей.
Возьмем такую ситуацию. К северу от Покровска враг вклинился в нашу оборону. Нашел слабые места, вышел чуть ли не под Доброполье. Хорошо, что вовремя отреагировали, "обрезали" россиянам фланги.
Потери россиян – в промышленных масштабах?
Да, их подразделения "стираются", но в любом случае противник имеет ресурсы для пополнения. Задача россиян на любом направлении, независимо от того, хватает ли пехоты или нет, – "просочиться" мимо переднего края, не вступая в стрелковый бой, и "накапливаться" в межпозиционном пространстве. Это россияне делают на всех направлениях.
Под угрозой могут оказаться населенные пункты Новопавловка, Межевая
Чего ожидаем от осеннего периода?
Движение противника в сторону Днепропетровской области. Под угрозой могут оказаться населенные пункты Новопавловка, Межевая. Сомнительно, что враг будет применять массовые колонны. Скорее, мотоциклы, багги, квадроциклы и пешие группы.

Самокаты?
Вряд ли. Для этого вида транспорта нужна нормальная дорога. На самокатах можно разве что промчаться по населенному пункту.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я не смогу спать, если мы все не проверили": как работают химики-разведчики на передовой
Судя по вышесказанному, бронированная техника у противника закончилась?
Ее хватает. Просто применять ее неэффективно. Движение небольшими группами приносит более эффективный результат.
Если падет агломерация Дружковка – Константиновка, будет трудно
В середине августа Путин якобы сказал Трампу, что за два-три месяца захватит всю Донецкую область. Как реагируете на такие новости?
Посмотрим, посмотрим. Если падет агломерация Дружковка – Константиновка, будет трудно. Два месяца назад можно было более-менее безопасно ездить по Межовой. Сейчас там "жарко". Спокойно летают дроны, когда наблюдают передвижение техники, то сразу же наносят удар.
"Эффективный рекрутинг – это материальный стимул"
В мае 59-ю бригаду возглавил новый командир – Александр "Стафф" Сак. Как произошло ваше знакомство с ним?
На тот момент я исполнял обязанности заместителя командира бригады. Никто не хочет перемен, но иногда они необходимы. У Александра Сака можно многому поучиться. Специалист своего дела, очень дотошный и углубленный. Настоящий боевой офицер.
Что изменил "Стафф"?
Наращивается процесс сбивания "крыльев" врага. Начали применять разведывательные засады, чтобы запутать противника. Увеличивается использование дронов на оптоволокне.
Одними дронами не выиграешь. Без пехоты дроны не нужны
Эти засады лучше делать дронами?
Используем засады дронами fpv, но попробуй сделать ее в густой посадке, по которой преимущественно движется противник. Как ты его обнаружишь? Подчеркиваю: одними дронами не выиграешь. Без пехоты дроны не нужны. Противник "просочится" и что будет делать пилот? Он уже превратится в пехотинца. Поэтому каждый пилот должен владеть оружием, уметь "зачистить" траншею.
Как противодействовать дронам на оптоволокне?
Только сбивать.
Как проходят совещания в бригаде?
Собираемся вечером. Определяем задачи каждому подразделению на следующий день – два. Раз в месяц подводим глобальные итоги – что удалось за этот период, где нужно дожать и пытаемся предсказать действия противника.
На четвертый год полномасштабной войны - народ нужно поощрять
Какой вопрос вызывает наибольшие дискуссии?
Я бы скорее сказал об одной из основных проблем. Нехватка личного состава. Эффективный рекрутинг – это материальный стимул. А если комбат получает такую же базовую зарплату, как охранник в АТБ – какая мотивация? На четвертый год полномасштабной войны народ нужно поощрять. Добровольцы закончились в 2023 году. Начальники ТЦК говорят: нет людей, которые хотят идти на войну сами.
Сейчас есть программа 18-24. Есть денежный стимул, бесплатное обучение, социальный пакет. Это плюс. Но этого мало.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Апостол" открыл лицо: история бойца ССО, который уничтожал врага даже из музейного оружия
Качество личного состава становится хуже?
Неправильно так говорить. "Бусифицированный" может проявить себя лучше, чем человек, который служит в армии лет 10. Все зависит от желания учиться. В конце концов, если ты уже в армии – другого выбора нет. Ты должен брать все, что тебе дают, черпать знания.
У меня в подразделении был военнослужащий, на которого никто не возлагал больших надежд. Но в ходе полномасштабной войны он проявил себя чрезвычайно эффективно. Был командиром штурмовой группы, которая уничтожила не одну позицию противника. Погиб при выполнении заданий. И это не "единичная" история.
В армию уже почти никто не идет самостоятельно. Исключение – формат "18-24", потому что там есть материальное поощрение
Проблема СЗЧ – как вы ее видите?
Личный состав длительное время находится на позициях под постоянными обстрелами и в условиях постоянного давления со стороны противника. Это чрезвычайно изматывает. И даже когда люди имеют возможность немного отдохнуть, уже через несколько дней им снова нужно возвращаться на позиции. Это создает острую необходимость ротации, где важно обеспечить не только физическое, но и моральное восстановление бойцов. Следствие – многие уходят в СЗЧ.
Также необходимо пополнение личным составом, ведь постоянная нагрузка на ограниченное количество людей неизбежно приводит к их истощению.
В армию уже почти никто не идет самостоятельно. Исключение – формат "18-24", потому что там есть материальное поощрение.
А если такие контракты предложить всем?
Возможно, это и подействовало бы.
"Тыловые" люди часто критикуют – и это мягко говоря – действия ТЦК. У военных другое видение их работы?
Прежде всего, стоит понимать, что в ТЦК служат разные люди – как те, кто добросовестно выполняет свои обязанности, так и те, кто, к сожалению, создает проблемы. Но суть проблемы значительно глубже, чем кажется на первый взгляд.
Фактически, на ТЦК переложили работу, которая не является их прямой ответственностью. Розыск, вручение повесток, обеспечение явки граждан — это задачи, которые должны выполнять другие структуры.
Приведу пример: один из начальников ТЦК обращается к представителям местной власти с просьбой помочь в мобилизации. В ответ слышит: "Если мы начнем забирать людей, нам сожгут дом".
Армия — это часть народа. И если военные на фронте выполняют свою работу с полной отдачей, то тыл должен обеспечить им поддержку. В частности, и через справедливую, прозрачную и эффективную систему мобилизации.
"Могут быть проблемы на границе с Беларусью"
Россия атаковала Польшу с помощью дронов. О чем это может свидетельствовать?
Россияне пытаются прощупать реакцию НАТО, но, честно говоря, я ее не увидел. Они запускают дроны в страну-члена Альянса — и это, похоже, для Путина совсем не "красная линия".
В теории НАТО могло бы прикрыть воздушное пространство над западной Украиной. Это позволило бы нам перебросить свою ПВО ближе к центру и востоку. Но пока, к сожалению, на этот шаг никто не пойдет.
Накануне полномасштабных учений прошли учения "Запад-2021". Вы тогда утверждали, что пахнет большой войной. Сейчас Россия и Беларусь провели "Запад-2025". Какова их цель?
У нас могут быть проблемы на границе с Беларусью. Сейчас учения уже завершились, но это не повод расслабляться.
Противник тщательно готовит личный состав, выделяет достаточно времени на их подготовку
Вы сталкивались с пленными. Опишите среднестатистического "русского" солдата.
Противник тщательно готовит личный состав, выделяет достаточно времени на их подготовку. Даже дедов в 62 года. Да, бывает, что гонят "стадо на мясо". Но это исключение, а не правило.
Общаюсь с ними спокойно. По человеку сразу видно, когда он говорит недостоверную информацию. Есть ли среди них "идейные"? Встречал таких в начале "полномасштабки". Контрактники, которые не один год служили в армии России. Там сильная пропаганда. Они приехали "освобождать". Но сейчас идут в основном за деньги.
Лучших отбирают в спецподразделения. В основном "пилоты". Большое внимание уделяют "Рубикону" (секретный центр РФ в сфере применения дронов. – Gazeta.ua).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Пo нам работали дроны" — как 19-летний "Варан" уничтожает оккупантов с воздуха
Самый главный вопрос: когда закончится война?
У меня здесь нет обнадеживающих новостей. Надо готовиться к войне на истощение. Это длительная история. Перемирие будет краткосрочным. В дальнейшем все может вспыхнуть с новой силой. Цель – сделать так, чтобы Россия не была способна воевать дальше. Здесь важна позиция Китая – он точно может повлиять на РФ. Но пока не желает.

"На войне с 2014-го, но стараюсь об этом не думать"
Как вы оказались на войне?
Контракт подписал в 2013-м. Служил в 80-й отдельной десантно-штурмовой бригаде. Дислоцировались они во Львове.
8 марта 2014 года на "Ил-76" через Борисполь вылетели на полигон Гончаровское, Черниговщина. Там провели слаживание. Впоследствии "покатались" по Харьковщине. Далее – неделю стояли в Луганске на складе. Часть из нашей роты поехала охранять Луганский аэропорт. Мы – стояли в посадке под Райгородком и со временем переехали в базовый лагерь "Сармат" возле Славянска.
Первый бой – в том же районе. Перед нами проходила колонна бойцов 79-й бригады. По ним из леса открыли огонь. Провели "зачистку".
В современных реалиях десантирование не применяется?
В настоящее время – да. А вспомните начало "полномасштабки". Противник планировал высадиться в Гостомеле. Затем туда должен был вылететь Ил-76 с личным составом и техникой. Эти планы были сорваны.
У нас также были проведены десантно-штурмовые действия возле Антоновского моста в Херсонской области.
С парашютом?
Нет. Посадочным способом. Была операция и возле Шиловой Балки. Еще - Мариуполь, когда залетали на вертолетах.
Лет через двадцать хочу сидеть где-то с ними на берегу моря, смакуя виски
Украинская армия – самая сильная в Европе?
Наши воины – герои. Боевой дух невероятный. Но однозначно я не хочу ничего утверждать. Мы критически зависим от западного вооружения, это важный момент.
Что заставляет вас держаться сейчас?
Семья. Я здесь, чтобы война не охватила непосредственно моих детей и лет через двадцать хочу сидеть где-то с ними на берегу моря, смакуя виски. На войне с 2014-го, но стараюсь об этом не думать. Это элемент психологии, чтобы не "накручивать" себя.
Комментарии