Истерическая реакция России на смерть Слободана Милошевича заставила в который раз задуматься над вопросом: "Почему именно сербы?". Действительно, откуда вдруг такая безумная любовь именно к этому народу? Потому что славяне? Так под боком и других славян хватает. Но за Валенсой или Гавелом в России никто особенно убиваться не будет (как, кстати, и за Лукашенко). Вместе воевали против нацистов? Но те же славяне-болгары тоже не вермахту служили. А может, вспоминают, что сербский воевода Стефан Якшич был прадедом Ивана Грозного?
Вряд ли нужно делать настолько глубокие экскурсы в историю. Дело в другом. В последние десятилетия Россия была обречена дружить лишь с теми, кто сам предлагал ей дружбу. Милошевич был лучшим из них. И не только потому, что предложил дружбу в нужное время — когда большинство бывших союзников от России открещивались. К самой дружбе он прибавил важный "бонус" — возможность ее героизации, создания так нужных каждому народу патриотических мифов. Здесь тебе и борьба бок о бок в священной войне с "неверными" (участие российских добровольцев в боях в Боснии), и "подвиги" регулярной российской армии (захват аэропорта в Приштыне в 99-ом наперекор миротворцам ООН).
На скамье подсудимых сидел бывший глава государства
Такого друга терять больно. Но даже боль потери не должна была бы вызывать такой истерики с гневными заявлениями МИДа, Госдумы, десанта российских врачей в Гааге и фактическими обвинениями в убийстве. Для нервной реакции был еще один весомый повод — суд. И здесь неважно, все ли 66 пунктов обвинения были бы в итоге доказаны, или ни один из них. Важен прецедент: на скамье подсудимых сидел бывший глава государства. А десятки юристов придирчиво собирали материалы, свидетельства, выдвигали обвинения.
Я не утверждаю, что кто-то в России примерял эту рубашку на себя. Может, они в жизни и мухи не обидели — те, кто голосит за Милошевичем. Но Гаагский трибунал распустить все-таки требуют. Я так понимаю, не для собственного спокойного сна, а исключительно из беспокойства о деньгах европейских налогоплательщиков.
Комментарии