Ексклюзивы
пятница, 19 июля 2013 05:15

"Это в чистом виде спецоперация, разработанная спецслужбами"

"Этническими чистками поляков с признаками геноцида" назвал польский парламент Волынскую трагедию — украинско-польскую резню 1943 года. В настоящее время эту историю объясняют однобоко, считает историк и журналист Даниил Яневский, 57 лет. В ней есть несколько аспектов — юридический, военный, политический, религиозный и этический.

Юридически — это конфликт между гражданами Польской Республики, этническими украинцами и этническими поляками, — говорит Даниил Яневский. — К нему граждане теперешней Украины никакого отношения не имеют. Потому что Украина является правопреемником УССР. А УССР вообще не принимала участия в волынских событиях. Второй юридический аспект. Согласно нормам международного права, ответственность за поддержание правопорядка на Волыни, которая входила в рейхскомиссариат "Украина", несет Германия. Следовательно, все юридические вопросы относительно волынского конфликта нужно адресовать правительствам теперешней Польши и Германии — правопреемникам Второй Польской Республики и Третьего Рейха. Не правительству современной Украины, а, тем более, украинскому народу.

Какие подводные камни других аспектов?

Абсолютное большинство украинцев, которые принимали участие в конфликте, были православными (за резню извинилась Украинская греко-католическая церковь. — "ГПУ"). Извиняться за это должна была бы Украинская автокефальная православная церковь, которая тогда была под омофором митрополита Варшавского. Они считают себя правопреемниками той церкви. После Второй мировой войны россияне ее ликвидировали, присоединив к Московскому патриархату. Почему за Волынь должны извиняться греко-католики?

Потому что это превратили в конфликт украинцев и поляков.

Вот, хоть он таким в чистом виде и не был. Так же военный аспект. Нам говорят: с одной стороны была ОУН-УПА, а с другой — какие-то непонятные поляки. Это тоже неправда. Было несколько сторон. Это — польская Армия Краевая, которая подчинялась эмиграционному правительству Польши в Лондоне. Очевидно, и какие-то отряды польской Армии Людовой, которая подчинялась коммунистам и сотрудничала с Советским Союзом. Там были какие-то отряды украинцев, которые называли себя "Украинская повстанческая армия", о которых мы мало знаем. Потому что на тот момент на Волыни было пять таких повстанческих отрядов. У каждого — свой командир. Они не имели общей организационной структуры и не подчинялись единому руководству.

Если говорить о персональной ответственности, то ее несут два командира УПА — Клим Савур, он же Дмитрий Клячковский, и Николай Лебидь. Это люди, которые с украинской, скорее галицкой стороны, спустили поручение о нападении на поляков. Вопрос их мотивации — это другое. Но это военное преступление. Были советские спецотряды НКВД, которые выдавали себя за боевки украинских националистов. Их прекрасно описал историк Дмитрий Веденеев. Плюс — тысячи бывших солдат советской армии и советских партизан, которые скрывались в тех лесах. Каждая группа имела свою мотивацию в той резне.

А политический аспект?

С вероятностью в 99 процентов тогдашний рейхскомиссар Украины Эрих Кох был связан с советской разведкой. Не забываем, что его резиденция была в Ровно. НКВД несколько раз, в том числе через Николая Кузнецова, пытался убить Коха, чтобы немцы начали репрессии против местного населения. Чтобы гражданские в свою очередь восстали против немецкой оккупации. А немцы хотели стравить между собой украинцев и поляков, чтобы те не выступали против них.

В то же время и польские, и украинские организации хотели освободить территорию.  Эмиграционный министр обороны Польской Республики Марьян Кукель вел переговоры с немцами, чтобы организовать общую войну против СССР. Потому что Польша рассматривала Волынь как свою землю, которую в 1939-м оккупировал Советский Союз. С юридической точки зрения это была оккупированная территория Польской Республики. Наличие большого количества украинцев на Волыни полякам было невыгодно.

Почему тогда Польша обвиняет во всем этом Украину?

Потому что государству под названием Российская Федерация чрезвычайно выгодно стравить одних украинцев с другими, а всех вместе — с поляками. У украинцев воспитывают понятие, что мы все — кровавые бандиты, убийцы и враги польского народа. Хотя у нас с поляками 500 лет общей истории.

Абсолютно точно — сейчас будут тайные указы Путина с повышением в военных званиях и награждением людей, которые были задействованы в раскрутке Волынской трагедии и в Польше, и в Украине. Это в чистом виде спецоперация, разработанная спецслужбами. Об этом нужно говорить честно и открыто.

Но и поляков можно понять — столько людей погибло.

Полностью согласен. Это — военное преступление, участникам которого нет оправдания как с украинской, так и из польской стороны. Но пусть поляки разберутся со своими гражданами, а нынешних украинских в это не втягивают.

Если они будут требовать осуждения ОУН-УПА?

Украина не может осудить армию, к которой она не имеет юридического отношения. Во-вторых, какую именно ОУН-УПА? Было по меньшей мере пять разных УПА и несколько ОУН. Украинская повстанческая армия никогда не была единой структурой.

Сейчас вы читаете новость «"Это в чистом виде спецоперация, разработанная спецслужбами"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть