— Это были для меня наихудшие 40 секунд путешествия. Ярина сидела у дороги, вся в крови, — говорит киевский музыкант 35-летний Владимир Муляр. С 27-летней женой проехали на велосипедах от Черного моря до Белого, что на севере России. За 67 дней преодолели 3500 км.
Отправились 22 мая из Одессы. Вернулись в конце июля. Побывали в Беларуси, России и Финляндии. В 10 км от российского Санкт-Петербурга Ярина упала с велосипеда.
— Автострада закончилась, началась узенькая дорога с плотным автомобильным движением, — говорит женщина. Ее левая рука по локоть в гипсе. Ужинаем в столичном заведении быстрого питания. Перед женщиной овощной салат и жареная рыба. Она — вегетарианка.
— Велик на большой скорости вынесло на обочину. Колесо попало в глубокий узкий ров. Меня выбросило посреди дороги. Чудо, что в этот момент не проезжало ни одной машины, потому что движение было сплошным. Нашли транспорт, отвезли до ближайшей больницы в маленьком городке. Все тело болело. Было ощущение, что кожа на лице полностью содрана. В больнице Володе не позволили даже под коридором подождать. Боялись, что нанесет грязи. "Сейчас дам швабру, будете пол мыть!" — кричала санитарка.
Сморкается в платочек. С внутренней стороны руки у локтя имеет тату с третьей группой крови.
— Пока промывали раны, медсестры стонали, что в них остывает чай. Одна пришла в перевязочную с йогуртом и бутербродами. Перевязали только ногу, из руки сочилась кровь. Когда я сказала об этом, услышала: "Куда мы будем списывать бинты?". Наверное, не хотели чужим помогать.
Через 11 дней пара оказалась в Финляндии. Там Ярине сделали рентген.
— Нашли перелом и наложили гипс. Володе позволили все снимать на видео. Врач постоянно веселился. Попросил выслать ему фильм по электронному адресу.
Из России в Финляндию добирались автостопом.
— Ловили бусы и грузовики, чтобы поместились велосипеды, — Владимир доедает вареники с мясом. У него выбрита голова, посередине чуб. — Финские водители проезжали на пустых машинах, но не останавливались. Смотрели на нас, как на инопланетян. Только на второй день нас взял мужчина на бусе.
Это пятое велопутешествие супругов. Были в Абхазии, Италии. Ездили вокруг Мраморного моря. Называют себя вместе "Фолькнеры". За рубежом поют украинские народные песни. Ярина играет на колесной лире, Владимир — на барабане. В путешествиях зарабатывают этим на проживание.
По иностранным селам собирают экзотичный фольклор.
— В финском городке Йоенсу не могли поменять доллары на евро. Был выходной, банки не работали. Из еды имели горсть риса, чеснок, масло и соль, — продолжает путешественница. — Перед этим в Питере сыграли на улице, нам подарили 2 евро. Володя пошел с ними в магазин. Хватило на самый дешевый хлеб. Еда там дорогая. Уже потом нашли итальянские макароны по 90 центов.
Просит бармена выключить танцевальную музыку.
— Финны очень любят свое государство. Чистят леса от зарослей. Городские пляжи чистенькие. В России наоборот: вокруг сел на несколько километров все усеяно мусором. Из-за этого полтора часа искали место для ночлега. Еще и говорят: "Почему-то зайцы от нас поубегали".
Пара вместе пять лет. Живут в Киеве. Ярина — актриса, работает радиоведущей. Владимир — звукорежиссер. Со своей группой из пяти музыкантов выступали на фестивалях в Украине, Польше и Литве. Поют народные песни в современной обработке.
Чай пьют из блюдечек на трех пальцах
В Финляндии путешественники были неделю. Потом через российскую Карелию поехали к Белому морю. Каждый вез 15 кг багажа — теплую одежду, туристическое снаряжение, музыкальные инструменты.
— Карелия усеяна черникой. Закрутили по пути две баночки варенья. Стали у дороги, пересыпали ягоды сахаром, — говорит Ярина. — Карелия — глухомань. Между селами 40 километров, дорога без асфальта. Остальное — леса и болота. Карелы очень открытые. Из дома не выпустят, пока не выпьешь чай. Пьют из блюдечек на трех пальцах. Пока оно будет стоять ровно, будут подливать чай. Как перевернешь вверх дном — больше чая не хочешь. Такие традиции сохранились среди старших. Молодежь их не придерживается.
Комментарии
97