В пятницу в 11.00 в итальянском городе Аквила хоронили погибшую во время землетрясения 8-летнюю Марию Чернову. Тело второй украинки — 19-летней Анны Парубок — должны привезти на родину.
— Сил нет сказать что-то — переживаю очень, — 35-летний Юрий Чернов, отец Марии, с небольшим портфелем через плечо стоит возле проходного пункта в аэропорту "Борисполь". Глаза Юрия полны слез, лицо бледное. Через час у него самолет в Рим.
Чернов живет в городе Комсомольск на Полтавщине. Работает грузчиком в магазине. С матерью Марии Еленой расстался 1,5 года тому назад. Женщина забрала ребенка в Италию. Чернов женился во второй раз, но детей в новой семье не имеет.
— Трясти начало 6 апреля в 3.30 ночи. Я по телевизору на следующее утро узнал о трагедии. С девяти начал звонить Елене, но она не отвечала, в трубке только по-итальянски что-то говорили. Елена позвонила через два часа, когда я был на работе. Чуть не потерял сознание от такой новости, — берется за голову.
Дочка училась во втором классе, знала итальянский
В последний раз Чернов видел дочку в декабре 2007-го.
— У бывшей жены в Риме много лет живет родная сестра, имеет гражданство, держит пиццерию. И у Елены было все хорошо. Дочка училась во втором классе, знала итальянский. Очень хорошая и умная девочка была. Мы часто созванивались. Елена тоже планировала получить гражданство, — Юрий достает из сумки игрушечную черно-белую собачку. — Мария любила с ней спать, когда жила в Украине. Хочу поставить на могилу. Думал, тело дочки забрать и похоронить в Украине, но жена не позволила. Мой адвокат объяснил, что у меня мало шансов, потому что опекуном Марии была мать. Елена еще в больнице. У нее сотрясение мозга, перелом ноги. Когда дочку вытянули из руин, она еще была жива, но спасти ей жизнь врачи не смогли, — Чернов закрывает лицо руками.
Документы для вылета в Италию в посольстве оформили за два часа.
— Родственники и близкие дали немного денег. Когда вернусь в Украину, еще не знаю. Сейчас об этом не думаю.
В тот же день, 6 апреля, в городе Аквила под обломками четырехэтажного дома погибла 19-летняя Анна Парубок из села Пчаны Жидачевского района Львовской области.
— Землетрясение не прекращается до сих пор, — говорит работница 39-летняя Кристина Левкуша из Львова. Она собирает необходимые документы, чтобы тело Анны перевезли в Украину. В Италии девушка жила вместе с матерью 43-летней Ляной Парубок и отчимом Роберто Мильярини, 53 года. Снимали квартиру в 4-этажном доме. Итальянец тоже погиб. Ляна лежит в госпитале. У нее повреждены почки. Ее состояние медики называют критическим.
— Ляну спасатели вытягивали из-под завалов. В госпиталь привезли без сознания, — говорит Кристина Левкуша. — Врачи ввели ее в искусственную кому и провели диализ. Сейчас она на аппарате искусственной почки.
Перед трагедией Ляна Парубок позвонила Кристине.
— В 11 вечера спрашивала меня, слышала ли по телевизору о прогнозах страшного землетрясения. Я сказала, что уже два-три месяца трясет — и ничего, — вздыхает женщина. — Однако Ляна переживала. Здесь все боятся оказаться без крыши над головой. Сказала, что идут на улицу. Многие ночевали в машинах. Они тоже легли в автомобиле. А потом неизвестно почему вернулись в квартиру. Когда завалился дом, спали на кровати. На их улице только тот дом упал, другие только повредило. Мой дом уцелел, только все внутри разбилось. Людей эвакуировали, все живут в палатках у моря.
Роберто похоронили в пятницу. 10 апреля в Италии объявили днем массовых похорон погибших во время землетрясения. Анну похоронят в родном селе.
— В местной газете напечатали список погибших. Там Аню и Роберто нашла. Ляны не было — так я начала поиски по всем госпиталям. Тут такой хаос творится, — говорит Кристина Левкуша. — Сейчас еду к ней в больницу. Тело Ани без разрешения матери не могут переправить в Украину. Собираю документы, что Ляна недееспособная. Потом оформлю опекунство и девочку перевезут. Здесь все делается за государственные средства.
Когда Анна была еще ребенком, ее родители развелись. Ляна поехала в Италию на заработки. Девочку воспитывала бабушка 69-летняя Мирослава Атаманчук. Десять лет тому назад Ляна, когда работала в ресторане, познакомилась с Роберто. Сыграли свадьбу. В 2000-ом забрала Анну к себе. Она училась в школе, обзавелась друзьями, — вздыхает Кристина. — Ане здесь нравилось, она не хотела возвращаться в Украину.
Ляна ухаживала за пожилыми и немощными итальянцами, убирала. Роберто проводил техосмотр машин.
Многие ночевали в машинах. Они тоже легли в автомобиле
Бабушка Анны живет в селе Пчаны. Осенью собиралась в гости к дочке и внучке. 12 апреля получила загранпаспорт. Ни разу не видела зятя-иностранца.
— Мирослава не имеет ни близких, ни родных, сама живет, — рассказывает Галина Пыриг, 57 лет, из соседнего села Вильховцы. — Ляна с Аней летом приезжали в Пчаны отдыхать. Мирослава радовалась. Теперь добивается, чтобы тело внучки перевезли в Украину. В последний раз хочет ее увидеть.
Односельчане Мирославы Атаманчук говорят, что женщина в шоковом состоянии: не ест, не спит. Отказывается говорить с соседями.
Детей хоронили рядом с родителями
10 апреля в итальянском городе Аквила похоронили 205 жертв мощного землетрясения, которое произошло в регионе Абруццо неделю тому назад. Всего от подземных толчков погибли 289 человек.
На траурную церемонию съехались несколько тысяч человек. Среди них премьер-министр Италии 72-летний Сильвио Берлускони. Ватикан дал особое согласие на проведение церковных служб в Страстную пятницу, поскольку в этот день богослужение не правят.
Траурная церемония происходила на улице — все местные церкви разрушены. Вокруг площади стояли машины "скорой". Родственников погибших поддерживали за руки врачи.
Гробы с цветами и венками стояли напротив импровизированного алтаря, из которого зачитывали молитвы католические священники. Небольшие белые гробы с детьми стояли на гробах родителей. Среди погибших — 16 детей, в том числе 5-месячный младенец.
После католической службы молитвы прочитало несколько имамов — среди жертв землетрясения было шестеро мусульман.
Поиск погибших продолжался до 12 апреля. Спасатели говорят, что под завалами не осталось живых. Пропавшими без вести до сих пор считают нескольких человек.
В результате землетрясения без домов оказались почти 100 тыс. человек. Часть пострадавших живет в палаточном городке, других правительство разместило в гостиницах на Адриатическом побережье. Премьер Берлускони также предложил поселить часть людей в своих многочисленных виллах.
Ангелина КАРЯКИНА
Комментарии