Ирландцу Фрэнсису Мартину О"Доннеллу 52 года. Тридцать из них он работает в ООН. Представлял объединенные нации в Судане, Лесото, Мавритании, Нигерии, Швейцарии, Турции, США, Сербии и Черногории. Последние полтора года — координатор системы ООН в Украине.
Он назначил нам встречу в одном из самых дорогих ресторанов — "Ле Гранд кафе", что на Европейской площади. Немного опоздал. Машины мы не увидели: дипломат оставил ее неподалеку.
Какой у вас автомобиль? — спрашиваю, пока идем к дверям.
— Обычный, — невозмутимо отвечает. — Четыре колеса, руль, сиденье. Шучу (улыбается), — "мерседес".
Он в колоритной серой шляпе, темном пальто и бежевом костюме. Обут в ботинки цвета кофе с молоком. О"Доннелла здесь знают: стройная высокая блондинка — администратор — широко улыбается и здоровается по-английски.
Фрэнсис заказывает кофе, сок и орешки, себе берет джин-тоник. 20 минут расспрашивает: кто издатель, о чем издание, зачем мы работаем и сколько зарабатываем. Отвечаем по возможности уклончиво. Он разговаривает с нами по-английски и по-французски.
Ваши первые впечатления от Украины? — спрашиваем.
— Впервые я приехал сюда летом, на несколько дней. Было прекрасно: зелень, деревья, тепло... А осенью 2004-го меня назначили координатором ООН. Оранжевые флаги, тысячи людей на Майдане, холодная зима... Я представлял себе вашу страну совсем другой.
Зимой здесь скользкие тротуары
Оранжевые сны не снились?
— Я почти не спал! — качает головой. — Я живу возле Майдана, так по ночам слышал, как скандировали "Ю-щен-ко!" — стучит в такт кулаком по столу. — Я не мог спать — переживал за украинский народ, за демократию. Снимаю квартиру в центре Киева, из окна видно Крещатик.
Сколько комнат?
— Это большая квартира, — отвечает. — Очень хорошая и дорогая. Плачу за нее из собственного кармана, потому что ООН дает лишь небольшую дотацию.
Спрашиваю, какая зарплата у координатора ООН.
— Средняя, — говорит сдержанно. — Для Европы, конечно. А для Украины это очень высокий средний доход, — смеется.
Где вы познакомились с женой?
— В Африке, в Судане. Она итальянка. Адвокат. В Судане пришла к моему коллеге по делу, там и познакомились.
А что она делает в Киеве?
— Наслаждается жизнью, — улыбается.
Как вы отдыхаете?
— Слушаю классическую музыку, много читаю, рисую, пишу статьи. Хожу по музеям и галереям. Могу зайти сюда выпить кофе, — оглядывается. — Мне нравится гулять городом, но зимой здесь скользкие тротуары. С друзьями порой ходим в ирландский клуб "О"Брайнс".
Смотрели стриптиз в киевских клубах?
— Никогда! — категорически отвечает дипломат, переходя с английского на французский.
В бары жену не водите?
— Не часто, — отвечает. — Мы не понимаем местного языка.
Почему не учите?
— Ой, ну это очень долго, — поднимает брови. — Если бы я учил языки всех стран, где работал, — жизни бы не хватило! Но я уже знаю некоторые слова. "Будь ласка", "дякую", — с акцентом старательно выговаривает и начинает смеяться с самого себя.
Он говорит, что любит бывать в опере и на концертах.
Никак не могу найти хороший магазин англоязычных книг
— Когда приезжает дочка, чаще выходим в люди. Она изучает дизайн интерьера в Лондоне. Я много езжу по регионам, — рассказывает по-деловому. — Запланировал и уже посетил Чернобыль, Чернигов, Крым, Одессу, Донецк, Луганск, Львов и Ивано-Франковск.
Эстрадную украинскую музыку слушаете?
— Специально нет, но Руслану, Вакарчука и Владимира Гришко знаю.
Наша кухня нравится?
— Я ел борщ и вареники. Хорошо было бы другие кушанья попробовать...
На что любите тратить деньги?
— Кроме квартиры и продуктов, почти ни на что. Время от времени покупаю раритетные книжки. У себя на родине приобрел старинную книгу из истории Ирландии за 700 евро, — хвалится мистер О"Доннелл. — В Киеве никак не могу найти хороший магазин англоязычных книг. Может, вы посоветуете?
Сходите на Петровку, — говорим полусерьезно.
— Петровка... — Задумчиво повторяет. — Это книжный магазин?
Нет, рынок.
— О, я был на рынке! — радостно восклицает дипломат. — Бессарабка называется. Овощи, фрукты покупал. Там бабушки такие стоят интересные... А в магазине, когда обращаешься по-английски, продавцы начинают раздражаться.
А что вас раздражает в Украине?
— Только лифты, — сдержанно смеется. — Когда они ломаются, приходится долго нажимать какую-то кнопку, звать кого-то на помощь. А с той стороны ругается бабушка-диспетчер, которая ничего не понимает. Проще по мобильному вызвать спасательную службу или мастеров, которые починят кабину.
Вытащили меня на сцену танцевать
Самый авантюрный ваш поступок в Украине?
— В День святого Патрика — а это большой праздник для ирландцев — с друзьями пошли в "О"Брайнс", — веселится О"Доннелл. — Они вытащили меня на сцену танцевать. Сам от себя такого не ожидал!
Напоследок говорим с ним о выборах. Он замечает, что поддержал бы отмену депутатской неприкосновенности.
— Это ужасно, когда 200 тысяч людей имеют иммунитет перед законом! — удивляется он.
Не хотите остаться навсегда?
— Возможно, — улыбается. — Если бы было здесь больше друзей... мог бы на пенсии открыть собственное дело... знал бы язык... и имел бы возможность купить себе здесь жилье... Всего четыре маленьких условия, — смеется.
1954 — родился в Дублине, Ирландия
1965–66 — жил в Иерусалиме и Галилее, ходил в школу в Назарете
1975 — закончил факультет искусств национального университета Ирландии
с 1976 — работает в ООН
1979 — вступил в брак с итальянкой Джованной Каванной
1980 — родилась дочь Карла
30 сентября 2004 года приехал в Украину
Комментарии