- Как настоящий украинский националист, Ирина понимала, что любить Украину надо не просто хорошими словами, - говорит бывший народный депутат Степан Хмара, 74 года, на Лычаковском кладбище во Львове.
2 августа там хоронят поэтессу-диссидентку Ирину Калинец. Она умерла от рака на 72-ом году жизни 31 июля.
В начале 1990-х Степан Илькович вместе с покойной был депутатом Верховной Рады. Называет ее подругой.
- Никогда не слышал, чтобы жаловалась на усталость - это был вулкан энергии, - вспоминает. - Когда я подготовил проект закона о запрещении компартии, из депутатов от Львовщины меня поддержала только Ирина. В 1990-м проходила студенческая акция на граните. Мы пробились на встречу с трудовым коллективом завода "Арсенал". Три часа - и на следующее утро тысячи "арсенальцев" были под Верховной Радой, чтобы поддержать студентов. В 1992 году милиция задержала несколько ребят из Социал-национальной партии, нынешней "Свободы". Ирина сразу пошла в Министерство внутренних дел. С восьми до одиннадцати вечера мордовали ныне покойного генерала Недрыгайло. Ирина пообещала: "Никто не будет знать, что вы выпустили их незаконно".
- Не знаю, осознает ли греко-католическая церковь, какой вклад сделала Ирина Калинец ради ее выхода из подполья, - рассказывает политзаключенный Юрий Шухевич. - Когда возглавляла областное управление образования, делала все, чтобы наши школы были украинскими. Была инициатором превращения суворовского училища в украинский лицей и дала ему имя Героев Крут.
2 часа Ирину Калинец отпевают в греко-католической церкви Святой Троицы. ДПСники перекрывают улицу, пока шествие направляется на кладбище. Всего идет около 1 тыс. людей. Четверо мужчин в казацких нарядах стреляют в воздух из пистолей. От звука срабатывает сигнализация в автомобилях.
За гробом шагает муж покойной поэт Игорь Калинец, 72 года. Держит под руку дочь 49-летнюю Звениславу Мамчур. Она работает проректором университета им. Ивана Франко. Экс-президент Виктор Ющенко, 58 лет, приехал на похороны без охраны.
- Ющенко опоздал. Приехал, когда служба уже началась, но сразу стал в первых рядах, поближе к гробу, - перешептываются двое мужчин в вышиванках.
- Ну так выборы, надо светиться.
- Оно то так. Но ни один другой президент не приехал.
Гроб несут на поле почетных захоронений, справа от главного входа. Два месяца назад здесь похоронили директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого. В центре поля установили микрофоны. Первым дают слово Виктору Ющенко:
- Если бы меня спросили, с кого писать портрет идеальной галичанки, я сказал бы, что это Ирина Калинец. Пани Ирина - мой национальный герой.
- Прощай, дорогая сестра. Ты была для меня образцом и примером, - сдерживает слезы художница Стефания Шабатура, 73 года.
Двое мужчин ведут в тень старшую женщину в вышитой рубашке - лишилась чувств от жары. Последним выступает священник Михаил Нискогуз, 59 лет.
- Я говорил с пани Ириной за несколько дней до смерти, - повышает голос. - На мой вопрос, как себя чувствует, сказала: "Готовлюсь и жду". В ее словах не было пессимизма.
Когда гроб опускают, оркестр исполняет Гимн Украины. Собравшиеся подпевают.















Комментарии