
79-летнего Карапета Багратуни — почетного председателя армянского общества "Ахпюр" во Львове — я встретила в бильярдном клубе "Романтик". Крепкий Карапет быстро бегал с кием в руках и, энергично жестикулируя, спорил с партнером по игре — отставным полковником милиции Богданом Иосифовичем. За соседним столиком официант расставлял жареную баранину, капусту, минералку.
— Карп выставляет за день Советской армии, — шутит его колега-бильярдист. — Если бы всем участникам войны давали новые военные звания, Маркарович уже ходил бы в полковничьей папахе.
— Называй меня карпом: так меня все зовут, — добродушно позволяет Карапет. Мы садимся за столик. Он рассказывает, как попал на фронт:
— В 1943, третьего ноября, бомба упала на мою сестру с двумя детьми. После этого я ушел на войну.
Богдан Иосифович жалуется, что проигрывает деду уже третью партию.
— Карп — очень азартный человек, не любит проигрывать, — смеется. — Мы часто играем в бильярд, шахматы, нарды.
Бомба упала на мою сестру с двумя детьми
С 1952-го Карапет Багратуни работает на Рогатке, в рабочемрайоне Львова. Когда-то заведовал гастрономом, даже целым кустом: завозил на Львовщину эшелоны овощей и фруктов. "Ходил" в передовиках: до сих пор держит в подвале ящик похвальных грамот. А потом открыл собственное кафе "На Рогатке".
— Дружу с Никитой Симоняном, тренером сборной по футболу, — хвалится карп. — Познакомились в Кисловодске, на отдыхе, часто встречаемся. Ему скоро 80 лет будет... А еще дружим семьями и с Эльдаром Цоколаевым, бывшим командующим 14-й воздушной армией во Львове.
Хорошо знал и маршала авиации Евгения Шапошникова, — продолжает. — Он служил во Львове, были у Цоколаева заместителем. Помню, пригласил он меня на свое 40-летие. Я тогда сказал, что он когда-то министром обороны Советского Союза станет. А через десять лет его действительно назначили на этот пост! — смеется. И продолжает:
— Как-то будит меня жена Эмма в пять утра: "Вставай, к тебе три полковника пришли". Быстро собрался и полетел с ними в Москву — к Шапошникову. "Видишь, так и вышло", — встретил меня маршал.
— Армянское общество во Львове большое? — интересуюсь.
— Больше трех тысяч, — говорит не без гордости. — Иногда езжу в Северную Осетию, но долго не задерживаюсь, хоть и хорошо принимают. Очень люблю Армению, — прямо зажигается он. — Когда-то армян было 67 миллионов. Если бы не геноцид, был бы второй Китай...
Мясо маринуешь с луком и лавровым листом, час или два
Он отпивает с бокала сухое красное вино и, чтобы показать, какой еще крепкий, встает, подпрыгивает, а дальше выводит по-украински: "Я жити хочу, я люблю..."
Напоследок прошу рецепт кавказского шашлыка.
— Режешь барана, мясо маринуешь с луком и лавровым листом, час или два. И больше ничего, — рассказывает. — Подаешь с овощами: свежий помидор, баклажан и болгарский перец. Вкусно и полезно! — усаживается в кресло карп.
— А какой ваш любимый тост?
— Сначала пью за Бога, — чтобы он имел здоровье, не страдал и давал здоровье народу. А народ, чтобы любил Бога и выполнял его заветы. Второй тост — за именинника, чтобы процветал. А третий — за родителей.
1928 — родился во Владикавказе
1943 — воевал на Северном Кавказе
1955 — женился на Эмме
1956 — родился сын Ашот
1960 — родилась дочка Араксий
2002 — почетный председатель общества армянской культуры "Ахпюр"
Комментарии