четверг, 13 июля 2006 20:31

Меньше ста килограмм растений никто не сдает

Автор: фото: Виталий ГРАБАРЬ
  Грузчик Львовской фирмы ”Эдель” Андрей Витив сортирует на складе лекарственные травы
Грузчик Львовской фирмы ”Эдель” Андрей Витив сортирует на складе лекарственные травы

Пенсионер Виктор Коваль уже четвертый год продает лекарственные травы на Краковском рынке во Львове. Из большой синей сумки в клеточку выкладывает пакетик за пакетиком. Справа — маленькие упаковки по 25 граммов, слева — большие по 100.

— Здесь смешаны разные травы, — показывает. — Стоит пакетик 10 гривен. До конца дня все разбирают, особенно те, кто лечится у Иванки. Не слышали о ней? Ее же в области знают все. Она уже столько людей травами вылечила. Но к ней тяжело попасть. Теперь за прием берет не 50 гривен, а 70. А еще такие смеси часто передают работающим за границей: в Италию, Польшу, Германию. Там таких целебных растений нет.

Умение собирать травы пан Виктор перенял от матери. Она занималась растениями более 30 лет.

— Когда был маленьким, мама всегда меня брала в поле, — вспоминает мужчина. — Показывала, что и как рвать. Так и научился. Теперь ищу зелье по лесам, огородам. Потом сушу его на чердаке — имею в Жовкве небольшой особняк. Это мой основной заработок. Правда, не очень стабильный. Если хорошо пойдет, то за день 100 гривен имею.

Говорит, что тяжелее всего заготовлять васильки. Раньше их искали на колхозных полях среди пшеницы. Теперь рыщут по соседским огородам.

— Как пойду утром в шесть... — затягивает пан Виктор. — Смотрю: на чужом огороде василек синеет, бегом туда. Прошу, чтобы пустили.

25 граммов сушеного василька стоит 10 гривен. Самые дешевые травы — душица, бессмертник, календула — по две гривны. Продавец сознается, что продавать на базаре намного выгоднее, чем сдавать травы в заготовительные пункты.

— Но сколько у нас тех заготконтор осталось? Четыре-пять, а платят всюду одинаково — от гривны до десяти за килограмм.

В Добромольской заготсбытбазе Старосамборского райпотребсоюза больше всего принимают сухую липу и бузину — по 8 грн/кг.

— Копейки, а работа тяжелая, — говорит работница заготбазы 52-летняя Мария Будзар. — Поэтому с каждым годом имеем все меньше собирающих. В 90-х годах люди молились на каждую копейку. Тогда за год можно было заготовить до 10 тонн зелья, а в настоящее время едва одну собираем. Пенсионеры не хотят мучиться возле какой-то травы. Разве когда скот пасут, то надергают килограм-другой липы или еще чего-нибудь. Повышать цены нам не выгодно. Крупные фирмы принимают от нас всего на несколько копеек дороже, а еще и налог нужно заплатить.

Не выгодно Ковалю продавать свое зелье и крупному предприятию. На львовской фирме "Эдель" меньше 100 кг растений никто не сдает. Летом сюда приезжают большие грузовики, привозят тонны сушеного зелья. Отсюда трава идет в аптеки и на производство фиточаев.

Редко получаем ромашку — люди не умеют собирать ее

— Что-либо не принимаем. Растение должно быть качественное — хорошо подсушенное, чистое. Проводим радиологический анализ, — объясняет коммерческий директор фирмы "Эдель" 24-летний Сергей Палащук.

Вокруг в здоровенных мешках на трехэтажных металлических стеллажах лежит почти 5 т сушеных лекарственных растений. На бузину, подорожник, липу, березовые почки, крапиву, корень одуванчика всегда есть спрос. А вот зверобой в этом году заготовителям не нужен — фармацевтические фирмы не заказывали.

Мужчина развязывает мешок.

— Это кора крушины. Вчера привезли, — запускает руку в хрустящее сырье. — Видите, ломается — хорошо высушена. И толщина отвечает норме — один-два миллиметра, — перебирает пальцами. — А самые дорогие у нас цветы. Вон там наверху лежат, — показывает на второй этаж.

За сушеный цвет липы, василька и бузины в "Эделе" дают по 20–25 грн/кг.

— Очень редко получаем ромашку — люди не умеют собирать, путают лекарственное растение с ее подвидами. Не принимаем также дурман, ландыш... Это опасные цветы и для другой травы, и для самого человека. Как заснешь на поляне с ландышами, то можешь и не проснуться. Она сильно на сердце действует — успокаивает раз и навсегда.

Сергей Палащук говорит, что чаще всего поставщиками зелья являются жители горных сел.

— В Западном регионе травы чище, чем в других регионах Украины. У нас меньше предприятий, да и радиация не превышает нормы. Сами же львовяне заготовлять растения не спешат — негде сушить, да и лень.

Сейчас вы читаете новость «Меньше ста килограмм растений никто не сдает». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть