— За годы своей политической карьеры Юлия Тимошенко играла разные роли, желая быть "своей" для любой группы избирателей. Она была "матерью", "дочерью", "сестрой", "подругой", "женщиной-мечтой", "любимой", — говорит руководитель московского Центра исследования проблем стран СНГ 56-летняя Тамара Гузенкова. В прошлом году она написала книгу "Антропология власти. Юлия Тимошенко". — Во время теперешнего судебного процесса Тимошенко играет роль оппозиционного политика, которого действующая власть обижает и пытается устранить с политической арены.
Тимошенко сознательно избрала такую линию поведения в суде?
— Да. Потому что категорически не хочет обсуждать предмет судебного разбирательства. Постоянно навешивает ярлыки на оппонентов, издевается над судьей, насмехается над прокурорами. Они не являются для нее авторитетами.
В своей риторике и аргументах экс-премьер часто повторяет свою стилистику начала 2000-х, когда была в заключении. Когда ее обвиняют в финансовых и экономических нарушениях, она отходит от сути проблемы и настойчиво переводит все в политическую сферу. Фокусирует внимание на том, что происходит вокруг нее. Следовательно формулирует две-три идеологемы о преследовании по политическим мотивам. Простые граждане теряют предмет судебного спора и думают только: "Посадят Юлю или не посадят?".
А как выглядит в этой истории власть?
— На фоне экстравагантного поведения Тимошенко власть выглядит довольно вяло. Судья и прокуроры пытаются спокойно объяснить Юлии Владимировне суть процесса с правовой точки зрения, а она все переводит в психо-эмоциональную сферу. Один человек кричит: "Спасайте, грабят!", а второй монотонным голосом зачитывает обвинение.
Когда Партия регионов начинала историю с преследованием екс-премьера, не понимала, как это будет выглядеть и чем закончится. Учитывая политическую выносливость Тимошенко и ее опыт политической борьбы, можно сказать, что она тяжелый противник для сугубо правовых преследований. Власти стоило подумать: если этот сказочный Колобок сбежал от Кучмы, то от Януковича и его окружения уйдет и подавно. Чем они будут доказывать себе и международному содружеству справедливость обвинений, пока что непонятно.
Лидеру БЮТ удастся использовать поддержку Запада?
— Думаю, что в штабе Тимошенко серьезно работают над привлечением голосов международного содружества и авторитетных борцов за права человека и оппозиции. Мы слышим озабоченные ее судьбой выступления американцев и европейцев. Но хватит ли в партии "Батьківщина" влияния, чтобы этот ресурс использовать сполна, сказать трудно. Пока что наблюдаем непривлекательную историю, в которую вляпалися и власть, и оппозиция.
Тимошенко будет затягивать судебный процесс?
— Безусловно. Будет пытаться измотать противника, хотя и сама измотается и потеряет политические очки. Она повторяется, выдыхается с точки зрения политического креатива, не меняет имидж. Всем надоела ее белая одежда. В последнее время лишь немного изменила форму косы. Конечно, зрелой даме трудно поменять свой имидж или образ жизни, предложить обществу какую-то новую идею.
Юлия Владимировна совсем не заинтересована, чтобы решение не в ее пользу приняли быстро. Она будет привлекать внимание к собственной персоне, пока власть в конечном итоге махнет рукой: "Да ну ее! Надоела, пусть идет куда хочет". Этот фарс для украинского общества не имеет никакого значения.














Комментарии