В субботу около 13.00 Вадим Красноокий, лидер группы "Мед Хедс", стоит возле столичного кафе "Шоколадница" на ул. Богдана Хмельницкого. Держит в руках стеклянный поднос с гнилым кабачком, обмотанным подарочной лентой. Сеть этих заведений вместе с "Кофе Хаус" и "Кофеум" признали одним из крупнейших нарушителей языкового законодательства. Исследование проводило общественное движение "Не будь байдужим". Его проект-менеджер Елена Подобед-Франкивская держит три белые увядшие хризантемы.
На входе в "Шоколадницу" — чернявая девушка лет 23, администратор кафе.
— Вручаем вам этот гнилой овощ за то, что ваше заведение стало крупнейшим нарушителем языкового законодательства, — говорит певец.
Девушка поднимает брови.
— Что происходит?! Не снимайте! Здесь нельзя! — выкрикивает журналистам.
— Видите, я с вами говорю на украинском, а вы со мной — на русском. Так же делают ваши официанты при разговоре с клиентами.
Посетители прекратили разговаривать между собой и пить напитки.
Администратор не берет кабачок. Резко выбегает из кафе на улицу. На улице куда-то звонит по телефону.
— Это вы из-за того, что у нас вывеска на русском написана? — отходит к стене администратор.
— А еще у вас меню на русском, официанты на нем разговаривают, — добавляет Вадим Красноокий.
— Но у нас почти все клиенты разговаривают на русском, — отвечает.
— А украиноязычных посетителей у вас нет, или как?
— Есть, но меньше. Я ничего не решаю здесь. Сказала об этом начальству. Вот с ними этот вопрос и решайте.
— Девушка в панике, она не понимает, что происходит. Для нее это нештатная ситуация. Это же показывает и мой опыт. Люди, которые нарушают права украиноязычных клиентов, не осознают этого, — говорит Вадим Красноокий. — Я с 2008 года разговариваю на украинском. Мне становится страшно за будущее. Ведь от языка зависит способ мышления, культура, политика. Зависит то, каким будет наше государство.
Исследования проводили в 10 городах Украины. Из 182 кафе языковые нарушения зафиксировали в 130.
— Там работники не переходят на украинский. Меню в этих заведениях только на русском или на русском и английском. А меню на иностранном языке — это своего рода лишение информации, дискриминация, — говорит Юрий Фартушный, юрист общественного движения. — Мы не против обслуживание на русском, но хотим, чтобы в Украине украиноязычного клиента обслуживали на украинском. Чтобы он мог свои кровно заработанные деньги оставить за качественную услугу.
В законе о языках 1989 года говорится о том, что обслуживать клиента должны на государственном языке.
Комментарии
1