вторник, 28 августа 2018 00:30

"Признаюсь, очень люблю тратить. Фить-фить — и денег нет"

 

— Сорочинка изменилась. Как и все в стране. Раньше продавали тыквы, коров и быков. На каждом шагу — песня-пляска. Сейчас стало не народное гуляние, а базар базаром, — говорит полтавец 53-летний Павел Мироненко. Приехал на Сорочинскую ярмарку. Мероприятие провели 21–26 августа в селе Великие Сорочинцы Миргородского района на Полтавщине. Ежегодно его посещает до полумиллиона людей из 50 стран.

В Великие Сорочинцы еду маршруткой из Полтавы. Павел Михайлович сидит возле меня. Лицо почти без морщин, лишь одна глубокая — на лбу. Одет в шорты за колено. Некоторые пуговицы рубашки расходятся на животе. Из нагрудного кармана торчат затертые купюры по 500 и 200 грн. На ярмарку взял 3 тыс. грн.

— Признаюсь: очень люблю тратить. Ярмарка — чуть ли не главное событие в году. Фить-фить — и денег нет, — потирает руками мужчина на выходе.

Ярмарочная площадка расположена на въезде в Великие Сорочинцы. До ближайших домов — с сотню метров. Ярмарка занимает 16 га, разделенных на зоны. Есть городок мастеров, этнографический сектор, место для кафе и ресторанов. Имеет улицы Свадебную, Галушковую, Купцовую, Художественную, Выставочную.

Сразу за главным входом — городок мастеров. Продают керамику, изделия из лозы, дерева и стекла, вышивки, ковры, косметику ручной работы, украшения.

— Гончарное дело в Украине развивается. Лет десять тому посуда была худшего качества. А сейчас мастера придумали такие печи, что навек глину запекают, — говорит Мироненко, покупает миску за 60 грн.

В 12:00 обходим кафе. Их около двух десятков. Почти в каждом работники в засоленных передниках жарят на мангалах шашлык, варят плов, борщ, суп, шурпу. Возле прилавков малолюдно.

Садимся за столик в одном из кафе. Скамья качается, потому что проваливается в песок. Павел Михайлович достает из старого рюкзака чвертку самогона, которую привез из дома. Заказывает три вареника с ливером, салат из свежих овощей и поллитровую бутылку "Пепси". За все отдает 92 грн.

— Почему сюда езжу? — говорит после того, как пьет 50 граммов. — По-видимому, убегаю из города, в котором прожил всю жизнь. 20 лет работал на одном из хлебозаводов. Стоял возле машин, которые месят тесто. Последние пять лет зарплату не повышали. Уволился. Теперь работаю охранником в кафе и на продуктовом складе. Получаю почти 10 тысяч гривен.

Нравится сегодняшняя молодежь Вертятся, чтобы копеечку заработать и стать кем-то в жизни. Уважаю, когда остаются в Украине. А то половина людей скоро выедет. Это никуда не годится. Как бы не было трудно — нужно здесь что-то делать. Потому что страна — это мы. Где-попало мы ее не построим.

— Дядя, неужели считаете, что здесь когда-то будет хорошо жить? — говорит мужчина лет 30 за соседним столиком. Сидит с компанией одногодков. — Возьмите нашу Полтаву. Что хорошего делает городская власть? Дорог нет, подземные переходы уже год не могут сделать — стыд на всю Украину. Везде стихийные торговцы и незаконные кафе в исторической части города.

— Вот придет такой умный, как вы, наведет порядок, — отвечает Павел Михайлович. — Политика никого уже не интересует. Взять моих родственников, соседей. Вроде и не бедные люди, однако только и говорят о ценах на продукты, бытовой технике, путешествиях. Взяли моду — ездить в Турцию. Нам с женой предлагают. Какие курорты? На диван не можем насобирать.

Радует, что сын человеком стал. Работае личныим водителем у одной шишки. Имеет 400 долларов в месяц.

Самый популярный товар на ярмарке — медовуха: малиновая, вишневая, калиновая, абрикосовая, черничная. Палатки с ней стоят чуть ли не через одну.

Щекастый торговец Иван в большой соломенной шляпе привез напиток из Ивано-Франковска. На ярмарке — пятый год. Пластиковые и стеклянные бутылки с медовухой расставлены на двух столах. Летают рои мух. Продавец отгоняет их потрепанной газетой.

Пока Павел Михайлович дегустирует медовуху, расспрашиваю у продавца, как идет торговля.

— Очень плохо, — с лица Ивана исчезает улыбка. — В прошлом году имел вдвое больше выторга. Главная причина — в конкурентах. В следующем году, по-видимому, приеду с другим товаром. Кукурузу вареную буду продавать или какие-то коктейли. На Сорочинцах в этом году такое стало популярным. Как-то проживем. Жена — бухгалтер на солидном предприятии. Дети уже взрослые. Вдвоем на месяц имеем до 25 тысяч гривен. Не думаю, что людям так плохо живется, как рассказывают. Единственное, что печалит в стране, — война. Никто не знает, что делать с тем Донбассом.

Павел Михайлович покупает литр медовухи. Прощаемся, потому что должен идти на встречу с товарищем, который тоже приехал участвовать в ярмарке.

В 14:00 в одном из рядов народных мастеров — переполох. На Сорочинку приехал Олег Ляшко, лидер Радикальной партии, с ним — нардеп Игорь Мосийчук и куча охраны. Люди жалуются на зарплаты, дороги, пенсии, дорогие лекарства. Политик обещает разобраться.

— Все они грамотные на язык. И Ляшко такой же, — шепчет жене мужчина в толпе.

Ляшко выбирает скатерть с вышитыми сине-желтыми цветами у полтавской мастерицы. Отдает 2 тыс. грн.

Между рядами с одеждой и обувью ходят 34-летние Ирина и Олег Васильченко. На ярмарку приехали из Харькова — погулять и приобрести школьные вещи дочке Елене, 8 лет.

Покупают черные лакированные туфли за 1,4 тыс. грн. Садятся отдохнуть на скамью под деревом напротив администрации ярмарки.

— На Сорочинцах трудно целый день — жарюка, толпа. Но терпимо. Больше нигде такой колорит не увидишь, — говорит Олег.

— Я не удержалась — вот себе купила, — Ирина достает из сумки два красных ожерелья. — Может, и не нужно было тратиться, ведь сейчас на всем экономим. Муж — врач. Я — репетитор по английскому. Впереди осень, зима. Одежду на троих должны купить, потому что все сносилось.

— Уже начинаем откладывать деньги дочке на образование. После школы отправим ее учиться за границу — в Польшу, Англию или Германию, — добавляет мужчина.

Супруги идут дальше скупаться.

Под вечер посетителей на ярмарке становится больше. Покупают медовуху и пиво, танцуют под музыку в кафе.

50 гривен стоило 100 граммов шашлыка из свинины на Сорочинской ярмарке. Плов — 50 грн порция, салаты — от 25 грн, вареники — 20 грн за один. За медовуху просили 70 грн за поллитра.

Порошенко не был ни разу

Сорочинскую ярмарку в Украине возобновили в 1999 году. Леонид Кучма приезжал сюда в 2003-м. К нему трудно было пробраться из-за большого количества охраны. Виктор Ющенко посещал Сорочинку дважды. В 2007 году купил вышитую рубашку и шесть кукол-мотанок. В 2009-м прилетел на вертолете, приобрел специи у узбекских торговцев. Через год Виктор Янукович купил здесь вышиванку, керамическую статуэтку-куму, картину леопарда из янтаря, докторскую колбасу и кадку для соления.

В этом году на ярмарку пригласили президента Петра Порошенко, председателя Верховной Рады Андрея Парубия та премьера Владимира Гройсмана. Никто не приехал. Порошенко в Сорочинцах не был ни разу.

Сейчас вы читаете новость «"Признаюсь, очень люблю тратить. Фить-фить — и денег нет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть