В селе Сварицевичи Дубровицкого района на Ривненщине поминают умерших в первый четверг после Пасхи. Там сохранилась традиция голосить за покойными.
Это делают женщины — сестры, дочери, матери или вдовы. 61-летняя Мокреня Чудинович утром собирается на кладбище. Берет вышитый передник, кладет в платок домашнюю пасху и несколько вареных яиц.
— Собралась родня и идет через все село на кладбище. Пить и есть на могилах нельзя, спиртное — нет-нет. Прийдешь да положишь платок, пасху и яйца. Женщинам умершим — переднички, мужчинам — полотенца. Молодежи и деткам — еще и ленты цветные, — Мокреня Васильевна говорит с полесским акцентом, сильно смягчая согласные.
Ее дочь Раиса умерла в 25 лет после болезни. Мать расстилает на ее могиле передник. Начинает голосить. В плаче речитативом рассказывает главные семейные и сельские новости.
Президент наш концерт слушал, его женка плакала
— Доченька моя, голубонька! Ой на кого ты меня покинула, улетела от меня золотая! Было тебе 25, а у меня и сейчас сердце болит. Если бы старой матери не покинула, имела бы ты своих детей. Как вот ребята на нашей улице поженились и дети родились, — плачет Мокреня Васильевна. — Тетки все — и Ганя, и Вера, и невестка наша Таня за тобой плачут! А осенью всей семьей в столицу ездили, песни пели на отчете области. Президент наш концерт слушал, его женка плакала. Да и перед Пасхой Катерина Ющенко нам поздравление прислала, и на Рождество поздравляла. Да кабы ты хоть птичкой ко мне прилетела, да пела с нами! Сестра твоя Алла и до сих пор в Ривне живет, в ансамбле выступает. Да теперь все в поле вышли сажать, а за хозяйством как и раньше ходим. Картошка осенью уродила, да грибов мало было. Сахар подорожал, но пасхи все равно хорошие выпекли.
Мокреня Васильевна поправляет цветы на могиле. Идет оплакивать отца Василия Петровича и мать Марию Павловну.
Комментарии