С немцем 44-летним Фрэнком Аккерманом знакомимся в кемпинге "Бухта викингов". Это в 25 км от Львова. Он приехал на чемпионат с сыном 15-летним Янихом и его другом Дэвидом, 16 лет. В среду утром приглашаю их съездить в село - попробовать традиционные блюда, посмотреть хозяйство.
- Нет, у меня нет времени. Мы на футбол приехали, - отвечает Фрэнк. Сидит в раскладном кресле под солнцем. Он в красной футболке и темных шортах. - Но знаете, - вдруг вскакивает, - помогите мне, и я соглашусь на ваше предложение.
Он приехал из Германии во Львов без документов. Его жена по почте отправила водительские права. Фрэнку надо найти офис фирмы, где их забрать.
- По дороге в Украину меня один раз остановил немецкий полицейский. Я дал ему 10 евро, чтобы он выписал временные права. Слышал, что ваши гаишники очень любят взятки и могут без причины остановить, подбросить наркотики. У нас такое только в фильмах, - смеется.
Немцы едут на синем минивене "Опель Зафира" 2000 года выпуска. Сажусь с ними.
- Планировали в Украине потратить около 600 евро, - рассказывает Фрэнк. - А только за место под палатку на территории "Бухты" заплатили 1200 евро за девять дней. Это очень дорого.
В 11.25 Фрэнк забирает права. Едем по трассе Львов - Киев. Интересуется, сколько до села. Говорю, 60 км. Хотел завезти их в Сокальский район, где живут мои родственники.
- О, нет, это очень долго ехать, - отказывается Фрэнк. Просит показать дорогу назад в "Бухту". Пять минут уговариваю его остановиться в селе неподалеку. Поворачиваем в село Великий Дорошев Жолковского района.
Около трассы стоит биг-борд с рекламой объединенной оппозиции. На фото - Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк.
- О, это Тимошенко, - тычет в окно пальцем Яних. Он в черных спортивных штанах "Адидас" и синей футболке. - У нас ее уважают. Знаем, что она за правду боролась, демократию хотела сделать в Украине. А из-за вашего президента сейчас в тюрьме. Не понимаю, как вы терпите такого президента, который сажает в тюрьмы тех, кого вы любите. Вы же ее любите, правда? Януковича показывали по телевизору, когда Украина играла со Швецией. Он прыгал от радости, и все в фан-зоне радовались. Надо было свистеть, кричать. Демонстративно выйти всем из фан-зоны в знак протеста. Из-за вашего президента Ангела Меркель (канцлер Германии. - "ГПУ") не смогла приехать на чемпионат. Янукович - диктатор и бандит.
- Яних хорошо говорит, - продолжает Фрэнк. - Он еще школьник, но много взрослых вещей понимает. У нас дети быстро взрослеют. После школы идут на работу. Работают, зарабатывают на учебу, а потом поступают в вузы. У меня четверо детей. Кроме Яниха, еще трое сыновей. Все школьники. Яних старший, выпустится в этом году. Пока не решил, кем будет. Пусть идет на работу, а там жизнь покажет. Я работаю рабочим на заводе по производству пружин для автомобилей. Высшего образования не имею. Зарабатываю две тысячи евро в месяц. Жена тоже там, она в офисе имеет две тысячи. Нам хватает. Яних, если захочет, тоже может туда пойти.
В 12.05 приезжаем к сельсовету Великого Дорошева. Это одноэтажное белое здание.
- Это администрация села? - удивляются немцы. - А почему такая маленькая? Наш городок небольшой - на тысячу жителей. Но администрация в центре, в большом здании.
В сельсовете сидит голова Владимир Мартын, 51 год, и секретарь Галина Жаровская, 33 года. Спрашиваю, кто в селе может угостить немцев.
- Ну, Галя, - говорит Владимир Мартын секретарше, - бери гостей к себе, потому что у меня не убрано. А я из дома самогоночки привезу. В холодильнике борщ есть, тоже возьму. Не надо? У тебя есть суп? И вареники? Ну, ты молодец.
В Великом Дороше живут 850 человек. Выращивают овощи и продают на оптовом львовском рынке Шувар. Муж Галины Жаровской 38-летний Лев работает в школе мастером по ремонту. Имеет трактор, обрабатывает поле. Дети 15-летний Игорь и София, 11 лет, учатся в местной школе.
К Жаровским едем 5 мин. По асфальтированной дороге и метров 200 по грунтовой, посыпанной камнями. Галина просит остановить около двухэтажки на околице села, рядом с новостройками. Дом покрыт черепицей, фасад утеплен. Во дворе - разноцветная мостовая, столбики для ограждения выложили камнями.
- Хорошие у вас в селе хаты, дорогие, - говорит Дэвид. - У нас в городе подобные есть, но не у всех.
- Мы тоже живем в двухэтажном доме, но меньшем, - говорит Фрэнк. - Он из конструкций из пенопласта и дерева. Скромно выглядит. Окна у вас деревянные? У нас пластиковые.
Во дворе бегает рыжий пес. Немцы берут его на руки по очереди, гладят. Галина предлагает посмотреть хозяйство. Ведет к клеткам с кролями. Держит их около 20.
- У нас тоже есть кроли, но декоративные. Мы их не едим, - Фрэнк заглядывает сквозь сетку в клетку. - Кролей у нас ели когда-то очень давно. Сейчас их держат только для утехи.
Рядом стоит деревянный туалет, хоть в доме есть удобства. Хозяева пользуются им, когда занимаются хозяйством.
- Что это? Туалет? - переспрашивают подростки. - А как он работает? Там есть вода? Он как биотуалет, только деревянный?
- У нас лет 60 тому назад тоже такие были, - говорит им Фрэнк.
Немцы подходят к сооружению не ближе, чем за 5 м.
Хозяйка выносит из гаража пилу, топор, молоток и другие инструменты. Спрашивает немцев, знают ли, что это.
- Знаю, - улыбается Фрэнк. Берет пилу и имитирует работу. - А это топор. Им дрова рубят. У моего знакомого похожий есть, он строитель. А это что? - показывает на сапу. - Сорняки полоть? Вы около дома выращиваете овощи? А я думаю, что здесь такое растет, - смотрит на грядки с картофелем, луком. - У нас дома на земле газон. Картошку можно в магазине купить. И все другие овощи тоже. Вы же в администрацию на работу ходите, для чего вам хозяйство? - спрашивает Галину. - После работы надо отдыхать. Я в свободное время люблю побегать - 5-10 километров. С детьми в футбол играю. Жена увлекается фото. У нее целый альбом портретов.
- У нас в Украине такие зарплаты, что без хозяйства останемся голодные, - улыбается Галина.
Ведет за огород к вольеру для 20 вьетнамских свиней. Они размером с двухмесячного котенка. Один в дыру выбегает. Ловлю его и предлагаю Яниху подержать. Он качает головой, отходит.
- У нас простые люди не держат животных. Наверное, лет 20-30. Разве фермеры. Я впервые вижу живых свиней, - Фрэнк достает фотоаппарат.
Заходим в дом. На кухне стенка, современная техника. Помещение делит пополам барная стойка. Галина ставит на стол вареники с картошку, фасолевый суп, сало с мясом, бутерброды с огурцом и колбасой.
Председатель приносит самогон в двух бутылках из-под водки. Гости нюхают, крутят носами. Фрэнк позволяет попробовать ребятам. Владимир Мартын наливает всем по 20 г. Чокаются.
- Хорошая, в горле греет, но не печет, - Фрэнк допивает. - А это тоже алкоголь местный? - показывает на компот из клубники. Каждую ложку супа запивает компотом.
Дэвид долго разглядывает сало. Накалывает кусок на вилку.
- Та часть, где просто мясо, вкусная. А белая - не очень.
Полная миска вареников пустеет за 5 мин.
- У вас очень вкусное и дешевое пиво, - рассказывает Фрэнк. - И продукты дешевые. Нам, чтобы сварить обед и ужин, нужно 60 евро. А вам - 20. Дома едим много овощей, мяса. А по субботам все вместе ходим в ресторан. Стараемся каждый раз в новом месте посидеть, попробовать разные блюда. Во Львове вчера ходили в ваше кафе в подземелье (ресторан "Криївка". - "ГПУ"). Администратор в "Бухте" посоветовала, говорила, очень популярное. Там познакомились с украинцем. Ему больше 80 лет. Рассказывал, что воевал, был под Берлином. Но мы избегаем тем о войне. Знаю, в Украине много россиян. И что вы не любите их, потому что они хотят, чтобы все говорили по-русски. Украинцы - хорошая нация. Мы, когда ехали в "Бухту", заблудились. Незнакомый мужчина 30 километров сопровождал нас на машине, чтобы помочь выехать на нужную дорогу. В Германии я такого не видел.
- А взяли бы себе невестку из Украины? - спрашивает Галина.
- Девушки ваши очень красивые. Но могут переманить сыновей к себе, и тогда нам к детям будет очень далеко ездить, - улыбается Фрэнк.
Спрашивает хозяйку, можно ли бутылку самогона взять как сувенир. Благодарит.
- Очень странно так жить, как вы, - говорит по дороге в кемпинг. - Тратите деньги на такие большие дома, дорогие машины. А не можете позволить себе жить в удовольствие.
160
миллионов гривен заработал Львов с начала футбольного чемпионата. В дни матчей туристы оставляли в городе в среднем по 120 евро. Во Львове побывало более 410 тыс. болельщиков. Во время матчей между сборными Германии и Дании город посетило больше 20 тыс. гостей.
Комментарии
30