Ексклюзивы
вторник, 04 сентября 2018 00:30

"Коврики в начальной школе нужны не для сбора пыли, а для развития детей"
2

С сентября в первых классах будут учить по новым программам и учебникам. Уже переподготовили учителей начальных классов. Ученики отныне будут ходить в школу 12 лет.

— Это предусматривает комплекс программ и подходов к учебе Новая украинская школа. Детям будут преподавать в соответствии с их возрастными особенностями. В работе с самыми маленькими будут использовать больше игровых элементов, — говорит руководитель Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования 55-летний Виктор Громовый. Рассказывает об изменениях в младшей школе и их последствиях.

Оправдано ли большое количество игр в начальной школе?

— Да, основная форма познавательной деятельности младших школьников — игра. Нужно брать на вооружение и подход "дети могут учиться мимоходом". Например, коврики в начальной школе нужны не для сбора пыли, а для развития детей. Это могут быть ковры-пазлы, ковры — географические карты или с изображениями дорог, планет Солнечной системы, зоологические ковры. Они должны быть сделаны из специальных безопасных для детей материалов.

Как повлияет на успеваемость детей отказ от оценок и домашних заданий?

— Это не ухудшит успеваемость. Обучение без оценок практикуют во многих странах уже несколько десятилетий. Если ребенка не перегружать, он будет хотеть учиться и познавать что-то новое. Это заложено природой.

Если не будет цифровой оценки, это не значит, что учителя не могут словесно оценить выполненную учеником работу или использовать для этого звездочки, смайлики в тетради.

Какую пользу принесут одноместные парты?

— С ними проще трансформировать пространство классной комнаты, например, для организации групповой работы. Их можно ставить в круг или группировать. Но самое главное — у каждого ученика будет собственное пространство. После этого изменится манера поведения детей. Одноместные парты должны стоять хотя бы на расстоянии 40 сантиметров, иначе ничего не изменится. Но проблема в том, что в наших классах 35 учеников и площадь 50 квадратов. Парты, в лучшем случае, придется сдвинуть, как двуместные.

22 тысячи украинских учителей первых классов прошли онлайн-курсы повышения квалификации. Эффективны ли они?

— Никакие курсы радикально не решат вопрос профессионального развития учителя. Это непрерывный процесс. Подготовка учителей к Новой украинской школе — лишь импульс к изменениям. Дальше каждый должен работать над собой.

Чем будет отличаться уровень выпускника теперешней школы и того, который выпустится через 12 лет?

— Второй будет свободно развивать собственные таланты. Его не будут загонять в рамки. Это будет уверенный украинец, который сможет реализовать себя где угодно.

Что изменится в обучении детей с особыми потребностями с 1 сентября?

— Мы делаем только первые шаги в этом направлении. Во-первых, не готовы материально. Скажем, в развитых странах школу с инклюзивными классами никто не открывает без лифта. Во-вторых, не готовы организационно. Если в классе есть дети с особыми потребностями, нужен ассистент учителя, а это дополнительные средства. Также не готов сам учитель. Следует иметь совсем другие компетенции и навыки работы. В-третьих, не готовы родители. Многие агрессивно настроены, потому что "почему мой ребенок должен учиться с такими детьми".

К образовательной модели какой страны тяготеет наше школьное образование?

— Имеем гибрид. Оставляем количество учеников, как в Китае, а делаем образовательное пространство Финляндии. Не трудно предвидеть, что в результате будем иметь недееспособную структуру. Нужно искать собственные варианты при этих условиях финансирования и менталитета.

Какие могут быть трудности во внедрении Новой украинской школы? Какие опасности?

— Первая опасность — сохранение директивной системы управления. Школьное образование невозможно реформировать сверху, только снизу. Главным источником изменений является свобода педагогической мысли. Сохраняется и вторая проблема — крайне низкий престиж профессии учителя. Мы превратили их в профессиональных попрошаек. Третья — большинство родителей самоустраняются от роли активного участника образовательного процесса. Даже более того, под предлогом борьбы с поборами начала появляться агрессивная среда вокруг школы: "Я плачу налоги, поэтому обеспечьте моего ребенка такой школой, как в Финляндии". Если же реально посмотреть, какие налоги платит рядовой финн, а какие украинец, это будет небо и земля.

Сейчас вы читаете новость «"Коврики в начальной школе нужны не для сбора пыли, а для развития детей"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Погода