4 июля в 21.00 на улицы Киева вышла первая смена патрульной полиции. Через неделю заменят Госавтоинспекцию и патрульно-постовую службу. Летом полисмены появятся в Львове, Одессе и Днепропетровске. Впоследствии — в Хмельницком, Луцке, Николаеве и Харькове.
В воскресенье, 5 июля, на дежурство выехали 200 патрулей на авто и 75 — пеших.
— Идите отсюда, вы кто такие? Черные, как немцы в 1941-м, — говорит немолодая продавщица на остановке ул. Генерала Витрука. Продает черешни. Около 14.00 к женщинам подходят двое патрульных. Просят не торговать там.
Продавцы окружают полицейских, начинают кричать. Те улыбаются.
— Мы здесь копейку хотим заработать. Нет работы в селах. Идите депутатов и чиновников разгоняйте. Они же нарушают больше законов, — говорит Ольга Спиловская из села Белогородка, что в 5 км от столицы. Продает на ящике овощи.
— Я вас понимаю, но вы нарушаете закон. Это неправильно, что киваете на других, а сами не соблюдаете правила, — говорит сержант.
Продавцы кричат "Позор!" Полицейские предупреждают, что вернутся и опять будут просить торговцев уйти с остановки.
— Мы еще действуем по закону о милиции. Не имеем права задержать нарушителя или выписать штраф. Только предупреждать. Пока Порошенко не подпишет новый закон, — говорит патрульный. Верховная Рада 2 июля приняла закон о Национальной полиции. Его должен подписать президент.
За спором наблюдает толпа.
— А двадцатку дали? Может, нужно было всунуть — и отстанут, — спрашивает загоревший мужчина в майке.
— Пробовала вон та торговка в фартухе. Девочке-патрульной пыталась в карман засунуть 50 рублей. Та начала кричать, что в тюрьму заберет, — говорит мужчина в камуфляжных штанах.
Возле парка им. Тараса Шевченко автопатруль заканчивает оформлять протокол аварии. "Шкода" и "Тойота" побили друг другу бамперы. Рядом наблюдает гаишник. Другой регулирует движение транспорта.
— Круто выглядят пацаны. И поговорил с ними — грамотные, — говорит автоинспектор Алексей Травник, 34 года. — Мы пока еще работаем. Где-то 1,5 тысячи гаишников осталось. Не знаю, уволят ли нас, или дадут дальше работать. Но нам запретили останавливать машины и оформлять ДТП. Их нужно вызывать.
Патрульные заканчивают оформлять протокол. Подходят к автоинспекторам.
— Ребята, мы закончили. Сейчас они разъедутся — и включайте светофор. Хорошего дня, — идут к своему авто.
Расспрашиваем о первом дне на службе.
— Необычно. Все разглядывают, фотографируют. Мы учили 500 сценариев, как вести себя в разных ситуациях. Но пока что только ДТП занимаемся, — говорит патрульный Александр Перепеличко, 28 лет.
Патрульные будут получать 8–10 тыс. грн, отряд спецназа "Корт" — 10–15 тыс., следователь МВД — 25 тыс. грн, говорят в Министерстве внутренних дел.
— Точные цифры запретили называть, это служебная информация. Есть надбавки за звание, знание языка. Пеший патруль и автопатруль получает по-разному, — рассказывает напарник 30-летний Олег. — Слышал, наши драку разогнали и вроде бы кому-то из наших по голове дали.
Милиционеры подсмеиваются над нами. Говорят, мы еще жести не знаем. Кривятся. Но мы пришли вернуть доверие людей к власти. Справимся, — добавляет Олег.
В составе Национальной полиции будут функционировать также полиция охраны, уголовная, спецполиция и особого назначения.
— Все службы реформируют. Только новые будут называться полицией. Сначала патрульные, за ними — участковые полицейские, потом — уголовный блок, эксперты. Социальные льготы для полицейских будут увеличиваться, чтобы человек понимал: ему просто нужно честно работать, — говорит 51-летний Арсен Аваков, министр внутренних дел.
Патрульная служба отделена от старой милицейской структуры. Департамент подчиняется напрямую министру. Его работники прошли трехмесячное обучение с американскими и европейскими тренерами.
Комментарии