Среди сотен параграфов футбольных законов, правил, регламентов, положений вы не найдете указания, как футболисты должны обращаться к арбитру. Составители этого не учли. Потому что вопрос не был актуальным ни для тех, кто создавал правила игры в футбол, ни для тех, кто их адаптировал к советской действительности. Поэтому исторически сложилось так, что в "странах капитала" к арбитру обращались "мистер рефери", а у нас — "товарищ судья".
Казалось бы, в этом нет ничего особенного. Какая в конце концов разница, какими словами игроки обращаются к арбитру? Но значение было когда-то и остается теперь, мешая нашему футболу стать по-настоящему цивилизованным.
Начнем с советских времен. Словами "товарищ судья" можно было тогда обращаться лишь к арбитру. Представителю власти следовало говорить "гражданин судья". И это было логично. Потому что выносить обвинительный приговор было совсем не "по-товарищески".
В спорте, равно как и в других сферах жизни, господствовал коммунистический абсурд. Потому что обращение "товарищ директор" или "товарищ командир" это просто-таки оксюморон. Ведь в действительности — или товарищ, или командир. Смешение этих понятий не предусматривало, в первую очередь, уважения. И давало, в зависимости от обстоятельств, право послать "товарища" подальше.
За последние 20 лет обращение "товарищ" вышло из общего употребления. Даже жители бывших социалистических стран перестали как когда-то иронически называть так выходцев из СССР. Лишь в нашем футболе игроки продолжают называть арбитров "товарищами". Не верите — пойдите на матч чемпионата города или района и послушайте.
Невзирая на такую "дружбу", футболисты, особенно именитые, не выбирают выражений, когда хотят выразить недовольство действиями арбитров. И матерят их последними словами, не чувствуя никакого стыда. А почему нет? Ведь мы как товарищ с товарищем?
Не думаю, что такое было бы возможным, если бы футболистов с детства учили обращаться к арбитру — "господин судья". Но как это сделать, когда у значительной части украинцев слово "господин" просто в горле застревает. Потому что не дает продолжить фразу привычным матерным словом.
Но прогресс уже есть. К куратору украинских арбитров итальянцу Пьерлуиджи Коллине все обращаются словом "господин" и никогда не говорят ему "товарищ".














Комментарии
1