
Жители села Старогнатовка Тельмановского района Донетчины сошлись 25 апреля к клубу. Защищали учителя физкультуры 40-летнего Павла Котесова. Суд запретил ему преподавать и приговорил к ограничению свободы на два года. Котесов на протяжении двух лет бесплатно будет работать на вредном производстве и жить в специальном поселении.
Клуб рассчитан на 400 мест. К нему сходится больше тысячи крестьян. Многие стоят. Те, кто не поместились, остаются на улице.
— Здесь не собиралось столько народа даже тогда, когда показывали индийские фильмы, — говорит 50-летний Михаил Хозлу.
— Этот приговор шокировал всех, — добавляет классный руководитель тогдашнего пятого класса Елена Бигалы, 45 лет.
В Старогнатовке живет 1600 человек. Почти все — греки. Поселение основала императрица Екатерина ІІ в 1782-ом. К селу свезли переселенцев из крымских городов Бахчисарай и Карасубазар.
Три года тому назад Котесов проводил урок в 5-ом классе.
— Все спешили на построение, — вспоминает 14-летний Дмитрий Атаманов. — Лида Попова решил пройтись колесом. Она и раньше делала переворот через голову.
Девочка сделала гимнастическое упражнение. Ударилась о ногу одноклассника Ивана Кишиша, который тоже бежал на построение.
— Налетела на меня, упала, расплакалась, — говорит Кишиш. — Ее посадили на скамью, потом отвели к маме.
Врачи зафиксировали у Лидии ушиб мозга, перелом височных и теменной костей черепа. Сделали операцию. После лечения она получила группу инвалидности, учится дома. Местные милиционеры не возбудили уголовное дело против учителя. Невиновным признали Котесова и в местном отделе образования. Однако Поповы пожаловались на него в суд.
— Говорят, после травмы у девочки эпилепсия, — рассказывает 24-летняя Ирина Миколаева, учитель русского языка. — Но мы не видели. Лида часто приходит в школу, учится на "10" и "12", танцует в кружке самодеятельности.
Крестьяне не соглашаются с приговором Котесову.
Столько народа не собиралось даже тогда, когда показывали индийские фильмы
— Это единственный учитель, который проводил инструктаж перед каждым уроком физкультуры, — говорит бывший директор школы Трифон Сагиров, 65 лет. — А Поповы — это такие люди, которые любыми методами добиваются своего.
— Осудили незаконно! — добавляет представитель греческой общины Федор Майхапар, 58 лет. — Павел Дмитриевич сразу отвел девочку к маме, которая тоже учительствует. Та не вызвала врача по дороге домой.
— Понять родителей можно, — говорит Фаина Иваниц, 43 года. — Но беда произошла по их вине. Их безграничная любовь разбаловала ребенка, вот она и позволяла себе все. Учительское слово для нее ничего не значило. Как Котесов мог догадаться, что у нее в голове.
Чтобы сохранить традиции греков, Павел Котесов выучил греческий язык. В настоящее время бесплатно учит ему земляков.
— Иностранцы удивляются, как наши дети знают греческий язык, — поддерживает Котесова Лина Мереник, 43 года. — Он сам восстанавливал с детьми спортзал, который стал лучшим в районе. А теперь мы читаем в приговоре: "Павел Дмитриевич — опасный для общества человек!". Поднимись, Павел Дмитриевич, мы тебя по ддержи м.
Учитель поднимается. Встают все присутствующие. Аплодируют. Поднимают самодельные плакаты. На одном из них: "Мы вас любим!".
Крестьяне единогласно высказались за поддержку Котесова. Собрали деньги для адвоката. Написали коллективные письма президенту, омбудсмену, в Верховный суд и Верховную Раду. Просят пересмотреть приговор. Считают, что Поповы воспользовались увечьем дочки для собственной наживы.
— Через неделю после происшествия я встречался с отцом Лиды, — говорит Павел Котесов. — Он предложили: "Скажи, что Ваня ее специально ударил. Это тебя спасет". Как же это так, говорю. Тогда он начал писать жалобы и на меня.
Отец Лиды — инвалид афганской войны, пенсионер, мать работает педагогом-организатором в этой же школе. Старший брат Алексей — тоже инвалид, хотя и побеждал на районных соревнованиях по вольной борьбе. Поповы требовали у родителей Ивана Кишиша возместить 200 тыс. грн. Суд им отказал.
Поповы не пришли на собрание. Общаться с журналистами не захотели.
Комментарии
39