
Рядовой Руслан Пащенко убит 7 августа, в 17.15. Через десять дней ему исполнилось бы 19 лет.
Утром в тот день на дежурство в узле связи полтавского гарнизона заступил 35-летний майор Николай Винников. В воскресенье у солдат свободное время, поэтому офицер принес из дому кассету о Чечне. Хотел, чтобы после переклички ребята посмотрели фильм. Принялся ставить кассету на видик. Руслан и еще двое солдат в это время смотрели музыкальные клипы. Между ними и командиром возник спор.
— Ты такой модный! — сказал майор Руслану, подошел сзади и выстрелил ему в затылок.
Пуля вышла через шею. Было много крови. Через несколько минут Руслан пришел в сознание и сказал, что ему очень больно. На звук выстрела в комнату влетел прапорщик и увидел, что Винников приставил себе пистолет к виску. Прапорщик отобрал оружие. Убийца выбежал из помещения, сел за руль своей машины и хотел выехать из части. Но не успел — его задержали солдаты.
Руслан Пащенко скончался в районной больнице. Его сердце после выстрела билось еще три часа.
В военкомат Руслан пошел сам. Мамабыла против, ведь на время призыва парень оканчивал торговый техникум. Мог пойти учиться на дневное отделение вуза.
— Но папа служил в Афганистане, — говорил парень. — Я тоже пойду защищать родину. А в институте буду учиться на заочном.
Руслан поступил в кооперативный институт. До демобилизации из армии ему оставалось полтора месяца.
У подъезда высотки в Полтаве, где живет семья Пащенко, много людей. Проводить солдата в последний путь, кроме близких, пришли друзья, одноклассники из 27-ой школы. Много офицеров, для почетного караула выстроился взвод солдат.
Пуля вышла через шею
Хоронят Руслана в открытом гробу. Голова низко надо лбом завязана белым ситцевым платком. На правом глазу большая гематома — ее не удалось замаскировать. Симпатичный парень с правильными чертами лица. Очень похож на папу.
40-летний Павел Пащенко сидит возле гроба сына нерушимо, будто окаменелый. Он работает строителем. За все время прощания с сыном слова не проронил. Когда уже подняли гроб, чтобы уносить со двора, Русланова мама, 40-летняя Зоя, кричала:
— Паша, куда же мы идем?
И потеряла сознание. Нашатырный спирт уже не приводит в сознание. Родственница брызгает на Зою холодной водой из пластиковой бутылки. Ехать в "скорой" мать отказывается, и ее ведут за гробом под руки.
Руслан в семье — единственный ребенок. За два дня до трагедии Зое Пащенко сын приснился в офицерской форме. Говорят, это — предупреждение о возможной смерти.
— Русланчик был очень жизнерадостным, — рассказывает "ГПУ" классный руководитель Светлана Билоброва, 39 лет. — Всегда улыбался. Однажды дети в классе провинились, и он первый прибежал ко мне просить прощения. Был очень добрым.
Антонина Гавриленко, 55 лет, была председателем родительского комитета в классе, где учился Руслан.
— Я его маме говорила: почему же ты дочь не рожаешь? — добавляет она. — А Зоя смеется: "У меня Русланчик — как девочка: и посуду помоет, и в квартире уберет". А теперь выдумывают, что он был наркоманом и алкоголиком. Это неправда. У меня все эти дети на глазах выросли. Он был очень хорошим. Шесть лет назад я сама похоронила сына. Ему было 25. Ночью шел с работы, его встретили, ограбили и убили. А милиция сказала, что он умер из-за наркотического отравления. И ничего мы не добились.
Татьяна Каракушка, 35 лет, работает вместе с Зоей Пащенко в парикмахерском салоне "Анастасия":
— Мы с Русланчиком и его семьей в прошлом году вместе отдыхали на море, — вспоминает. — Это был золотой ребенок. Зачем они берут наших детей в армию? Чтобы убивать? — возмущается.
Руслан встречался с Олей Головач. Они учились в техникуме в одной группе. Девушка пришла на похороны с мамой. Говорит, что в последний раз разговаривала с Русланом неделю назад. На службу он не жаловался.
— Я хочу извиниться от имени Вооруженных Сил, министра Гриценко перед родителями погибшего солдата, его друзьями, всеми, кто сюда пришел, — сказал на похоронах генерал Василий Медвидь. — У меня тоже есть сын. И он у меня один.
Генералу пот заливает лицо.
Русланчик — как девочка: и посуду помоет, и в квартире уберет
— Я приехал сюда в час ночи, — говорит он. — Игорь Иванченко — командир части, где случилось чрезвычайное происшествие, — отстранен от командования. Покане могу ничего сказать о подробностях убийства: военная прокуратура проводит следствие. Я обещаю, что виновные будут наказаны. За двадцать пять лет службы с таким сталкиваюсь впервые.
По факту убийства рядового Руслана Пащенко военной прокуратурой Полтавского гарнизона возбуждено уголовное дело. С прокурором гарнизона Владимиром Калусенко разговариваем в его служебном кабинете.
— Я интервью журналистам даю весь день, — вздыхает прокурор. — Работать некогда.
У него звонит мобилка.
— Да, только что получены результаты исследований на алкоголь, — говорит в трубку Калусенко. — Обнаружены следы алкогольного опьянения в моче и крови.
Фамилии майора прокурор собеседнику не называет. Но из телефонного разговора понимаю, что уже установлено: офицер, стрелявший в солдата, был пьян.
— Майор задержан пока на трое суток, находится в следственном изоляторе, — рассказывает Калусенко. — Санкция на его арест будет продлена. Хотя бы потому, что обвиняемый в убийстве может покончить с собой. Майор твердит, что не понимает, что с ним произошло. Оправдывается, что хотел выстрелить в воздух и убил солдата случайно. Но это не так — у нас есть свидетели преступления.
Он часто выпивал, — отмечает под конец. — И очень быстро пьянел. С женой расстался. Жил один — в гарнизонном общежитии. Имеет сына-школьника.
Обвиняемый не отрицает, что накануне, в субботу, выпивал. Но заверяет, что когда заступал на дежурство и получал табельное оружие, был трезв.
В прошлом году погиб 101 военный
9 августа в одной из военных частей на Киевщине 20-летний рядовой Денис убил сослуживца, 18-летнего Андрея. Денис направил автомат в лицо товарища, "чтобы испугать его". Сняв предохранитель, произвел одиночный выстрел. Андрей скончался на месте.
Вообще же количество смертей в армии уменьшилось. Если в 2000 году погибло 154 военных, то в прошлом году — 101. Среди них: 41 офицер, 16 прапорщиков, 18 контрактников и 26 солдат.
64 военнослужащих погибли вне службы — в отпусках, на каникулах, в выходные,37 — при выполнении военного долга. Девять из них покончили с собой, восемь подорвались в Ираке на мине. Четверо были поражены электротоком, трое нарушили правила безопасности — например, танк давал задний ход, а человек не отошел. Еще трое погибли в ДТП, столько же неумело обращались с оружием. Двое погибли, когда перевернулась военная техника. Один утонул, одного убила молния, еще одного военнослужащего убил коллега, а один стал жертвой несчастного случая. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства обороны.
Сегодня в украинской армии — 245 тыс. военнослужащих и сотрудников.
Солдат срочной службы — 58 тысяч.
Комментарии
2