20 июля Шевченковский районный суд Киева рассмотрит иск 46-летней Гаяне Атаян, дочки известной украинской художницы Татьяны Яблонской, против столичной галереи "Эстамп".
Два года назад галерея предоставила для выставки в киевском Музее русского искусства четыре работы покойной художницы Татьяны Яблонской, которые оказались подделками. Выставка под названием "Украинская живопись 1945–1989 годов. Из частных коллекций" открылась 10 июня 2004 года.
— Знакомые показали мне каталоги выставки перед тем, как она должна была открыться. Я мигом поняла, что это подделки, просто раскраски! Мужчина на картине "Свадьба" в ботинках фасона 2000 года. Мама никак не могла их нарисовать в 60-х!
В каталоге были четыре репродукции полотен, подписанных фамилией Яблонской: "Свадьба" 1960-х годов, "Седнив" 1967 года, "Сбор урожая", "На базар" 1964-го. Гаяне показала их 88-летней матери, которая тогда еще была жива. Та ужасно переживала. Дочка художницы позвонила по телефону в галерею. Однако там ее не захотели слушать: мол, приглашены "такие люди", выставку никто не будет отменять. Музей посетил даже тогдашний президент Леонид Кучма. А патроном был вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник.
Гаяне Атаян собралась рассказать присутствовавшим на выставке, что им показывают подделки.
— Со словами: "Что ты! Сегодня праздник. Пусть люди радуются!" — меня сначала не хотели впускать, а затем не позволили сказать речь, — вспоминает женщина.
Организаторы выставки нарушили "Закон об авторском праве и смежных правах", объясняет юрист Екатерина Ткаченко. Гаяне Атаян требует публичного извинения от галереи "Эстамп".
Музей посетил даже тогдашний президент Леонид Кучма
Юрист галереи Владимир Любич считает, что заведение не нарушало закона. Мол, экспертную оценку картин должны заказывать коллекционеры, которые их предоставляют, а не галерея.
— Если на работе написано "Яблонская" — значит, это Яблонская, — говорит директор "Эстампа" Ольга Сагайдак. — Перед выставкой картины прошли через руки многих специалистов. Например, среди них был ректор Академии изобразительного искусства и архитектуры Андрей Чебикин. Он и предисловие к каталогу писал. У меня не было никаких сомнений насчет оригинальности полотен.
Между тем 60-летний Андрей Чебикин утверждает, что не видел до выставки ни одного произведения из этой коллекции.
— Я написал предисловие к каталогу, но я их много пишу, — вспоминает он. — Что-то типа, я рад, что состоится выставка. Уже на выставке я увидел пейзаж и подумал: странная Яблонская. Не могла она такие открытые зеленые цвета брать. Но я не эксперт...
Кроме картин Яблонской, на выставке демонстрировали работы Сергея Григорьива и Владимира Костецкого. Их дети, Иван Григорьив и Ольга Костецкая, говорят, что это тоже подделки.
— Я могу на сто процентов отличить оригинальную работу своего отца от подделки, — уверен 37-летний Иван Григорьив. — "Тихая заводь" с выставки не имеет ничего общего со стилем Сергея Григорьива. Она напоминает Левитана.
Классиков украинского искусства второй половины ХХ века начали подделывать с середины 90-х годов, рассказала искусствовед Наталья Романова. Тогда цена на их работы очень выросла. По данным Романовой, около 30% художественных произведений наших художников этого периода из частных коллекций — фальшивки. В Украине не проводят профессиональную экспертизу художественных произведений. Министерство культуры до сих пор не выработало ее правил.
Татьяна Яблонская умерла в июне прошлого года в возрасте 89 лет. Ее картины сейчас стоят от десяти до сотен тысяч долларов.













Комментарии