- Где та душегубка ездит?! Испеклась в цыпленка-табака, голова от солнца трещит - автобуса все нет. Как приеду из Полтавы - два дня перевожу дух, - вытирает вспотевший лоб Надежда Никитовна, лет 50. Она в просторном красном платье. 16 июля в 10.00 оперлась о витрину магазина "Фокстрот" на ул. Шевченко, ждет рейсовый автобус в село Калашники. Там останавливается весь пригородный транспорт.
Рядом стоят три пассажира. Лавочек и накрытий от солнца нет. У соседних витрин тоже люди. Кое-кто обмахивается рекламными газетами. На термометре +32°С. Улица полностью заасфальтирована, деревьев нет, потому здесь всегда на 2-3°С жарче.
- Первый раз отсюда еду на Абазовку. Пока разобрался - трижды упрел. Смотрю на платформы, где написано, какие автобусы останавливаются. Там все рекламой заклеено - то на море приглашают, то окна-двери купить. У людей спросил, говорят, остановка - где третье окно магазина "Фокстрот", - присоединяется к разговору 62-летний Николай Гордиенко в серых льняных брюках.
- Теперь ищу, куда голову спрятать. Солнце в эту сторону лупит, асфальт нагрелся, стоишь, как на сковороде.
Вдоль ул. Шевченко - девять платформ. Оборудована одна - напротив магазина "Астера". От автостанции едут в Новосанжарский, Машевский, Карловский, Котелевский, Чутовский и Полтавский районы. На каждой платформе стоят по 10-20 человек.
- Самые козырные места - под стенами магазинов. Тени нет, зато хоть опереться можно, - рассказывает Людмила Ивановна. - Садимся возле витрин. Но из ювелирного сильно гоняют, товар им закрываем. Походишь туда-сюда, как немощный опять мостишься на окно. После обеда асфальт раскаляется, люди задыхаются. Приходит автобус - горячий, как пирожок. Туда людей напихается. Люки пооткрывают, а потом кричат - одному шею свернуло, второму в голову надуло, а у третьего сопли, закройте все немедленно. Недавно ехала, у девушки приступ начался - побледнела, глаза закатила. Подоставали, у кого что было - водами взбрызнули, платочками помахали да и дальше поехали. После того вожу пол-литровую бутылку воды. Если не мне, то кому-то пригодится, - прикрывает голову рекламной газетой. - Пусть бы городским рассказывали, как трудно лавки сделать. Но мы, сельские, знаем - нужно два столбика и три рейки. Человек присел, не так мучился бы. В Полтаву едем, если крайне необходимо, а так стараемся не потыкаться.
К магазину подходит седой мужчина в белой кепке с пакетом сладкого перца.
- Дамы, разрешите присесть, - говорит. Переступает ноги двух немолодых женщин, садится на край подоконника. Коленями упирается в урну.
К пятой платформе подъезжает маршрутка на село Ковалевка Полтавского района. Старшие женщины пытаются зайти первыми.
- Надо с собой ведра возить, потому что затопим город потом, - смеются в толпе.
За магазином "Обувной бум" на перекладине сидят три пожилые женщины. В тени +28°С.
- На солнце не выдерживаю, сразу теряю сознание. Недавно на базаре перегрелась и отключилась. Хорошо, на скамью успела сесть, а то прямо на асфальт грохнулась бы. А люди сейчас такие - переступят и пойдут, скажут, баба напилась, - рассказывает Екатерина Кузьменко из села Гора под Полтавой. - Теперь сама не езжу, вот Екатерина Степановна меня сопровождает, - кивает на подругу. - Без лекарств от сердца или давления из дома не выхожу.
В Полтаве больше всего страдают из-за жары горожане, которые ездят по городу в кольцевых автобусах общества "Полтава-Эко". Они шведского производства, рассчитаны на умеренный климат. Кондиционеры не работают. В транспорте температура может достигать 40 градусов. Часто лишаются чувств посетители крытых павильонов на центральном рынке. На их крышах нет теплоизоляции. Помещение сильно нагревается. На духоту жалуются посетители подземного перехода "Злато місто" в центре Полтавы, там нет вентиляции.















Комментарии