Чемерис только что пришел с пресс-конференции о выводах Венецианской комиссии. На ходу снимает куртку и вешает ее на спинку стула. Вытирает пот со лба. Просит у официанта принести кофе.
Если добились отложения законопроекта "О мирных собраниях", значит,
можно договориться с властью?
— Что бело-синие, что оранжевые — это власть большого капитала, только цветом отличается. Они заинтересованы только в получении сверхдоходов. Например, приватизировать "Киевэнерго" и "Киевводоканал" и повысить тарифы. Ради прибылей могут пойти и на популистские шаги. Например, Янукович приказал Азарову отменить платные услуги в высших учебных заведениях, потому что студенты выйдут на улицы. Но все равно перспектив для такой власти я не вижу.
Власть боится противостояния с гражданами?
— Конечно. На площади могут выйти не тысячи, а сотни тысяч людей. Все власть предержащие окажутся или за рубежом, или в СИЗО. Но так можно изменить систему социальных, политических и экономических отношений.
При каких обстоятельствах люди массово выйдут на улицы?
— Спичкой для бочки с порохом может оказаться что угодно. Например, вкладчики банков активизировались, когда им перестали выплачивать депозиты, предприниматели — когда увидели новый Налоговый кодекс.
После акции "Украина без Кучмы" мы думали, что подобного взрыва не будет лет 10. Однако оранжевая революция произошла через три. Когда будет следующий, предсказать невозможно.
Теперь протестуют базарники, студенты. В состоянии ли власть достичь
взаимопонимания с ними и объединить страну?
— Любая власть заинтересована в объединении. Но Партия регионов не монолитна. Внутри нее около 10 групп. Кандидат в мэры Львова от "регионалов" Писарчук раздает в школах книжки об УПА и говорит, что партия это поддерживает. А нардеп Вадим Колесниченко говорит наоборот. Кто победит — неизвестно. До ликвидации политреформы роль арбитра исполнял Янукович. Теперь он уже не арбитр, а фюрер. Сам может определять политику. Единство Украины в его интересах. Иначе останется президентом Донбасса.
Почему в обществе продолжается расслоение?
— Власть представляет большой капитал, а граждане принадлежат к другой социальной группе. Поэтому интересы 90 процентов украинцев не удовлетворены.
Все годы независимости политики говорили, что необходимо делать непопулярные реформы. Но конкретики никакой. Не сделают и эти. Будут брать подачки от Международного валютного фонда, на это и будут жить.
Возвращают страну к президентскому авторитаризму времен Кучмы, подавления гражданских прав. Только при Кучме были "днепропетровскими", а теперь — "донецкие". Люди и дальше будут жить на подачках.
Как в такой ситуации должна вести себя оппозиция?
— Нет настоящей политической оппозиции. Нынешняя не может предложить что-то новое.
Да, из-за повышения цен люди уже успели разочароваться во власти, но еще больше — в оппозиции. Она недавно сама была властью и не провела реформы. Поэтому рейтинг БЮТ падает еще быстрее, чем Партии регионов. А в блоке НУ-НС он ниже плинтуса.
И все же, что может предложить людям теперешняя оппозиция, чтобы ей поверили?
— Не будут верить. Был царь и такого цвета, и такого. И царица была. Но от этого ничего не меняется. Альтернативу может предложить только гражданское движение. В Донецке, например, существуют движения за права человека. Но власть им сильнее препятствует, чем здесь, в Киеве. Там просто людей бьют, — ставит ударение на последнем слове. — Такая специфика региона. В Симферополе против введения платных услуг на улицы вышли 600 студентов университета. Такого там никогда не было. Эти люди способны двигать страну дальше.
Это новая элита?
— Да. Она должна выйти снизу.
Но власть может в одиночку выхватывать вожаков общественного движения и давать
им должности.
— Власть не резиновая, всем должности не дашь, — смеется. — Будут выхватывать самых перспективных. Если человек туда попадет — будет делать то же, что и власть.
Кто заменит сегодняшних лидеров?
— Такой пример. В селе около Фастова на Киевщине какой-то крутой строил дом и заградил дорогу к реке. Люди пришли и сломали забор. Это уже самоуправление. До этого нужно постепенно идти.
Но это может привести и к хаосу.
— Государственные органы сосредоточили все в своих руках и говорят: "Если вас отпустить, то будет хаос". На самом деле, есть такие села, куда власть добирается по бездорожью раз в несколько месяцев. И что, там хаос? Нет, люди спокойно живут. Это самоорганизация.
Чемерис убирает за ухо кучерявые локоны и допивает кофе.
Как способствовать созданию самоорганизации на местах?
— Нужно добиваться, чтобы все больше полномочий переходило от государства к органам местного самоуправления. Власть же делает наоборот — пытается сосредоточить все в одних руках. Президентский авторитаризм выгоден большому капиталу.
Какими должны быть конкретные шаги самоорганизации? Идти в советы,
баллотироваться в парламент?
— У нас, среди лидеров разных общественных организаций, была дискуссия: стоит ли выдвигаться в советы? В первую очередь по мажоритарным округам, потому что по списку от партий идти не хочется. Победила точка зрения, что в настоящий момент туда идти нельзя. Сотрудничеством с властью мы дискредитируем себя. На нее лучше давить — акциями протеста. В частности, чтобы изменить избирательное законодательство. Потому что правящие партии пытаются прибрать все к рукам.
Как организовывать и собирать людей?
— Всеукраинскую акцию против законопроекта "О собраниях" организовали благодаря интернету за 11 дней.
Где брать деньги?
— Когда дело приобретает общественный резонанс, деньги не нужны. Разве для того, чтобы что-то напечатать, купить ватманы, краски. Тогда можно сложиться по 50 гривен. И наши акции более результативны, чем у политической оппозиции. Под давлением общественности, возможно, даже снимут кого-то из министров. Есть версия, что это будет главный милиционер Анатолий Могилев. Очень уже он раздражает людей своими действиями и высказываниями.
400
СТОЛЬКО долларов Владимир Чемерис потратил, баллотируясь в 1994 году в
Верховную Раду по Ивано-Франковскому округу Львова. В первом туре набрал 49%
голосов избирателей, во втором — 75%.
Живет на гонорары за лекции и статьи
Чемерис 12 лет учился на физическом факультете Киевского университета им.
Шевченко. Дважды его исключали за "антисоветскую деятельность".
Работал грузчиком, формовщиком, служил в армии. В 1989-ом с вокалистом группы
"Рутения" Костем Ерофеевым, журналистом Вячеславом Пиховшеком и
лидером партии "Братство" Дмитрием Корчинским организовал
студенческое общество "Громада". Выпускали самиздат. Чемерис был
свидетелем на свадьбе Корчинского.
В 2000-ом стал сокоординатором акции "Украина без Кучмы". Она положила начало массовым протестам, переросшим в оранжевую революцию.
С 1997 года работает в общественной организации Институт "Республика". Она проводит социальные исследования, анализирует политическую ситуацию.
— Арендовали у городской власти офис на улице Гончара. Потом его передали "регионалу" Василию Грицаку. Теперь там вывеска "Международная ассоциация генералов милиции". А мы арендуем у частных лиц две комнаты в общежитии.
Живет на гонорары за лекции и статьи. Жена Ирина — продюсер компании "Новая студия", снимающей сериалы.














Комментарии
18