81-летний Николай Зинчук — учитель истории в селе Довгополье Черновицкой области. Живет один в небольшой двухкомнатной квартире на втором этаже бывшего учительского дома.
В комнате — беспорядок, каждый угол заставлен книгами, журналами, папками. Николай одет в ношеный коричневый костюм. Говорит, только что из школы вернулся и еще не успел переодеться.
Зинчук рассказывает, что с женой расстался почти 20 лет назад и вспоминать те годы не хочет. Двое сыновей имеют свои семьи, живут во Львове.
— Дети часто приезжают. Летом привозят внуков. Их у меня четверо. Старший сын Игорь ученый, изучает горючие ископаемые. Жаль, что моей работы никто не хочет продолжать. Я уже стар, а еще столько всего не сделал, — грустно качает головой. — Собрал фольклорного материала на 22 тома, а вышло всего пять.
Хозяин идет в кухню и возвращается с подносом в руках. На нем — закупоренная "Кадарка", несколько кусочков белого хлеба, на тарелке нарезанная копченая колбаса.
Давно начали записывать сказки и песни?
— В институте. На творчество меня благословил академик Иван Крипьякевич. Однажды шел я со своим преподавателем Розановым, а навстречу Иван Крипьякевич. Розанов почему-то представил меня как лучшего студента Львова. А тот взглянул и говорит: "Каждый солдат в сумке должен носить булаву маршала". Тронули меня этислова. И я твердо решил сделать в жизни что-то достойное.
Тяжело собирать фольклор?
— Не то слово. Не одну сотню километров прошел. Бывало, человек не расскажет, не споет, пока 100 грамм не поставишь. С такими сразу прощался. Иногда такие представления были, — смеется. — Однажды гуцулка приняла меня на ночлег. Постелила в отдельной комнате. Ночью вернулся ее муж, пьяный в стельку. И давай лялякать – приревновал, наверное. Пришлось уйти из дома. До утра блуждал по улицам - росой покрылся.
Николай Зинчук говорит, что о рассказчиках сказок в селах лучше всего знают местные дети. Поэтому он всегда сперва заходит в школу.
— На Путильщине я таким образом записал 200 сказок. Но особенно интересно было на Гуцульщине. Долгими зимними вечерами гуцулы-лесорубы нанимали дедов-рассказчиков, которые в хижинах рассказывали сказки, легенды. Пока не засыпал последний слушатель. Большинство известных сказок имеют по несколько вариантов. Например, сказка о бременских музыкантах — целых три.
Ночью вернулся ее муж и приревновал, наверное
Хозяин наливает мне вина. Сам не допил еще первую рюмку.
— Жаль, что сказка как жанр постепенно исчезает, — замечает. — Сегодня настоящую сказку от старожилов можно услышать разве что у нас и в Венгрии. На Западе они исчезли еще 100–150 лет назад.
Зинчук достает из тумбочки старую тетрадь. Спрашивает, есть ли у меня дети.
— Есть, — отвечаю.
— А спят хорошо?
— По-разному.
— Вот когда не захотят спать, знаю одну прибаутку-заклинание. 30 лет назад записал. Нужно взять веник, выйти вечером на улицу и, глядя на дом, где горит свет, им махать. При этом приговаривать: "Я бачу світло, — проводит пальцем по пожелтевшему листу, — зігрію Василькові ручки, ніжки і тим мину несплячки. А візьму йому сон з усіх сторон. Щоби він спав, спочивав і на себе тіло брав". Это нужно повторить трижды. И ребенок будет спать.
Знаю, как девушке замуж выйти, — перелистывает несколько страниц. — Нужно дать ей выпить свежей воды и сказать: "Свята Покровочко, покрий мені головочку, сяков-таков онучов, най си дівкою не мучу". Так нужно повторить девять раз.
А от болячек знаете заклинание?
— Знаю, как можно помочь человеку или скоту при укусе змеи, — листает тетрадь. — "Господи Боже, допоможіть у добрий чєс зачєти, а в лихий мовчєти. Ци ти лоїш, ци ти лоїшка, ци лоїшенє". Это так змея называется, — добавляет. — "Уразила, указила в шкіру, а з шкіри в мнєсо, а з мнєса в жили, а з жилів у кости". Эти слова нужно повторить девять раз к горшку с водой. Тогда укушенный должен трижды отхлебнуть той воды. И еще нужно макнуть в ту воду камень и стереть им пораженное место.
Допиваем вино. Хозяин провожает меня к двери. Говорит, чтобы в случае бедыприходил. Чем сможет — поможет.
1925 — родился в селе Кошелевка на Житомирщине
1942 — вывезен на принудительные работы в Германию
1944 — за попытку бегства отправлен в концлагерь Флосенбург
1946 – поступает во Львовский учительский институт, на исторический факультет
1950 — родился сын Игорь
1959 — родился сын Александр















Комментарии