В воскресенье в центре Львова гуляли еврейскую свадьбу Леи и Ицхака. Жениха в черном костюме и белой ермолке ведут свидетели в шляпах с пейсами. Невесту в белом платье с фатой сопровождают две еврейки с ярко накрашенными губами. Прохожие фотографируют их на мобильные телефоны.
— Достойные граждане! Лея, дочь Янкеля Каймана, и Ицхак, сын Наума Фляйшмана, приглашают вас быть гостями на галицкой свадьбе! Не пропустите случай прекрасно развлечься под настоящую клезмерскую музыку! — выкрикивают подростки в коротких штанах и клетчатых фуражках возле Львовской ратуши.
За час собираются до 2 тыс. человек. Театрализованное действо в виде свадьбы организовала еврейская община ко второму фестивалю еврейской музыки во Львове.
— Это настоящая свадьба? — спрашивает пожилая женщина у мужчины, переодетого во львовский батяра. Он в клетчатых штанах, разноцветной камизельке.
— Это то же, что спросить у продавца, настоящую ли он продает колбасу? — шутя отвечает батяр.
Реальные имена молодоженов не разглашают. По национальности оба евреи. Учатся в одном из львовских вузов.
Процессия едет на старинную узкую ул. Древнееврейскую, вымощенную камнями. Здесь когда-то была синагога "Золотая Роза". Теперь ресторан "Под золотой Розой". Между серыми каменными зданиями развесили веревки с выстиранной старой одеждой. На углу работает фрезер — парикмахер. Жениха подводят к нему.
— По украинской традиции невесте снимают велен и поют "Горіла сосна". У нас наоборот жениху фрезер обстригает пейсы, — говорит 62-летняя Ада Дианова, директор "Хесед-Арье", организатор действа.
Возле синагоги четверо мужчин образовали хупу — держат над собой белое прямоугольное покрывало. Под него заходят молодые, обмениваются обручальными кольцами. Ведет венчание раввин в белом наряде. Он читает брачный контракт — ктубу — на арамейском.
— По законам Моисея и Израиля ты будешь заботиться о ней, — раввин обращается к жениху, семь раз повторяет текст благословения.
Пара пьет вино из кубка и разбивает его.
— Еврейские традиции свадьбы не изменились со времен иудаизма, — говорит Ада. — Во Львове евреи ставят хупу в синагоге на улице Братьев Михновских. На свадьбу здесь собираются до 200 человек. Нельзя жениться в пятницу, субботу и другие еврейские праздники, потому мы гуляли свадьбу в воскресенье. Теперь молодые евреи сами выбирают пару. Раньше будущих мужа и жену сводили родители. Они же и составляли брачный контракт. В нем мужчина отмечал, даст ли жене разрешение на развод, если она этого попросит. Молодых не спрашивали, хотят ли жениться. Им давали пять дней на знакомство. Неделю перед свадьбой молодой не должен был видеть невесту.
Для участия в свадьбе в город съехались 12 еврейских коллективов из разных стран. На скрипке, аккордеоне и флейте они играют "Семь-сорок" Сима и "Хава нагила". Евреи танцуют в кругу, поднимают руки вверх.
Натанцевавшись, гости расходятся.
— Если бы свадьба была настоящей, сейчас пошли бы к столу. На еврейском свадебном столе должна быть фаршированная рыба и минимум 18 блюд. Эта цифра по-еврейски звучит как "пусть", что означает жизнь.
Комментарии