— С Богданом Сильвестровичем мы знакомы больше 15 лет, — говорит актер 56-летний Алексей Вертинский. — Играл с ним в представлениях. Моя дочь училась на курсе Ступки, сейчас работает в театре. Его смерть не укладывается в голове. Вместо него в Украине нет никого достойного. Нам понадобятся годы.
— Он мог работать 24 часа в сутки, требовал этого и от других, — вспоминает коллега Ступки, 59-летний Александр Заднепровский. — Не понимал, для чего откладывать на завтра, когда это нужно было сделать еще позавчера. Актеров наказывал за опоздания и пьянство на работе. Понижал ранг артиста, а это сразу освежало голову. На сцене тот становился, как чистая бумага — выполнял все указания режиссера независимо от ранга и возраста. Молодым актерам говорил: "Вы будущее, поэтому относитесь к профессии серьезно". Богдан Сильвестрович был очень компанейским. Любил вспоминать молодость, Львов и свои похождения. Часто пел польские срамные песни. Для киевлянина необычно было их слушать.
— Каждая эпоха украинского театра дарила миру величайшего актера, — говорит режиссер 54-летний Сергей Проскурня. — Были Садовский, Бучма. Ступка стал визитной карточкой украинского театра в конце ХХ — в начале ХХІ века. Он выполнил свою историческую функцию. Был учеником Бориса Тягно, который учился у Леся Курбаса. Таким образом по театральной школе Ступка — внук Курбаса. Свою лучшую роль Богдан Сильвестрович исполнил в фильме "Белая птица с черной отметиной". Через его образ прослеживается национальная идея в этом фильме. Показал, что из маленьких ролей рождаются великие артисты. В последние годы его увлекло сотрудничество с польским режиссером Кшиштофом Занусси. Фильм "Сердце на ладони" — прекрасный, профессиональный и мастерский, но он не стал явлением мирового кино. Но это — встреча двух мастеров, двух монстров. А это уже произведение искусства.
— В кинематографе я поставил бы Богдана Ступку рядом с Иваном Мыколайчуком — как двух самых гениальных украинских актеров, — рассказывает народный артист Украины Богдан Козак, 71 год. Он работал со Ступкой во Львовском театре им. Заньковецкой с 1961 года. Первая его роль — Дон Хуан из пьесы Кальдерона "С любовью не шутят" — была общей с Богданом Сильвестровичем. Делили одну гримерную. — В последний раз виделись в феврале. Мы оба входим в комитет по присуждению Шевченковской премии. В тот раз он не смог прийти на заседание, поэтому я заехал в театр. Выпили чаю, побеседовали. Он как раз рассматривал репертуар камерной сцены театра Франко. О болезни никогда не говорил ни слова.
Комментарии