50 полуметровых писанок выставили на Музейной площади возле Доминиканского собора Львова. Галерея под открытым небом работает с 3 до 19 апреля.
— Маленькие расписываю дома. Большие — в мастерской, — рассказывает львовянка Оксана Андрущенко, 48 лет. На Музейной площади показала с два десятка писанок на деревянных и выдутых куриных яйцах.
Деревянной лестницей спускаемся в полуподвальное помещение — мастерскую художницы. На стенах развешены пейзажи. На столе в прозрачных вазах — недавно нарисованные мелкие писанки. Наибольшая, величиной с тыкву, лежит в углу. Она в красных, белых и черных цветах. Оксана поднимает ее, прикладывает к животу.
— Так я выглядела, когда ходила беременной. Тогда носила цветной свитер в таких тонах, — смеется. — Легко рисовать, потом тяжелее объяснить, почему так вышло. Предварительные эскизы не делаю, только задумываю цвет. В этот раз захотела красное и черное, как вышивка. Разбавила белым.
Люди привыкли: есть красно-черный флаг, где черное — это земля, а красное — кровь, пролитая за землю. Для меня оба цвета не являются трагическими. Красный — жизнь, черный — лаконичность, завершенность. Белое — неизвестность. Расписывала четыре дня.
Иногда на вид писанки влияют технические нюансы. Красная краска через несколько писанок вбирает влагу, темнеет. Иногда планируешь сделать сине-желтое. А синий цвет наложился на желтую скорлупу, стал зеленым.
Мастерица заваривает травяной чай. На столе лежат писанки с народными карнавальными масками.
— Кое-кто пеняет: это что-то из майя, Перу, Мексики. В действительности же у нас на народных рисунках есть такие изображения. Я закончила отдел текстиля, ездили в этнографические экспедиции — теперь совмещаю все свои знания, — говорит Андрущенко. — В детстве коллекционировала писанки. Папа привозил из Карпат. Клала в большую керамическую миску. Они не выдувались, портились, из-за страшной вони их выбрасывали. Сама впервые начала рисовать, когда сыну было пять лет. Он тогда мечтал о мобильном телефоне, на писанке написал — "нокиа". Теперь Дмитрию 20, учится в художественном колледже. Писанки не рисует, но является моим первым критиком.
Художница берет в руки писанку, внутри пустую. Крутит в ладони.
— Такие берут как сувенир на подарок. Святить нужно только полную. В студенческие годы были на практике в селе Выженка Выжницкого района на Буковине. Пошли к мастеру Фирчуку, который коллекционировал писанки и вышивки. Жил далеко в горах, в лесу имел оборудование, сам смастерил алмазный резец. Им реставрировал писанки. Разрезал полную. Иногда она просто взрывалась. Вычищал, клеил ПВА. Складывал две половинки. Укреплял, что их можно было о землю бросать. Одну из них показывал — еще Репин рисовал.
Оксана Андрущенко делает писанки на заказ. Стоят от 100 до 150 грн.















Комментарии