Ексклюзивы
пятница, 03 апреля 2015 05:35

"Включала телевизор и вместо мультиков смотрела Майдан"

 

— Сегодня немного в школе задержусь, потому что концерт должен быть. Стихотворение о Шевченко буду рассказывать и пару патриотических песен пою, — говорит по телефону в пятницу утром 14-летняя Диана Сидорчук. В начале февраля переехала из города Попасная на Луганщине в село Делиево Галицкого района Ивано-Франковской области. Вместе с ней переселились родители и брат, 1 год. Их дом разбомбили боевики.

После обеда Диана вернулась из школы, встречает на воротах. Во дворе припаркованы старые белые ВАЗ и "Шевроле".

В 3-комнатном доме запах сырости. В одной комнате живут кумовья Сидорчуков. Они также убежали от обстрелов из Попасной. Девушка ведет в свою комнату. От электрического калорифера под окном идет тепло. На столе разложены тетради и учебники по украинскому языку и алгебре — делала уроки. В развернутом дневнике несколько оценок — 11 и 10.

— В Попасний училась наполовину на украинско-русском. Была отличницей, по украинскому всегда на олимпиады ездила. Последнюю в январе уже писала в бомбоубежище на коленях. Какое место заняла, так и не знаю, — Диана легко говорит на украинском. Закрывает учебники. — Друзей было много. Но нас война разделила. В классе только пару за свою Родину. Мыслят, как и родители: враги — это украинцы, которые пришли убивать мирное население. В январе во время обстрелов одноклассница упрямо доказывала, что стоял танк нацгвардии и стрелял в нас. Но и дураку было ясно, что обстрел велся из точки сепаратистов. На одном из невзорвавшихся снарядов было написано "РФ". Но это никому не интересно. В классе старалась тему политики обходить. Лучшая подруга Галя уехала в Россию к деду. Он помогал сепаратистам на блокпосту — деньги передавал, продукты.

Из соседней комнаты слышно, что проснулся брат Владимир и просится к сестре. Родители пытаются отвлечь его.

— Отец ищет работу. В Попасной был водителем хлебовоза, мать работала парикмахершей, — девушка садится на диван. Крутит на руке два плетеных браслета из сине-желтых и красно-черных лент. — В Попасной наверное еще с десяток таких патриотов, как мы. И все. Когда в город пришел батальон "Донбасс", родители помогали чем могли. Продукты носили ребятам, закрутки. Имели свой огород, сад. Я с ребятами в соцсетях знакомилась. Узнавала, что им нужно. После Попасной они пошли в Иловайск. Там многие, с кем общалась, погибли. Кое-кто попал в плен. Хотела как-то им помочь. В соцсети натолкнулась на Татьяну. Она в донецком плену работала — варила есть нашим ребятам. Вызвонила ее. Хотела встретиться. Но она не соглашалась, всячески меня отговаривала, чтобы не лезла в дела ополченцев. Говорила, что украинские солдаты — враги, и получили то, чего заслуживают. Однако когда услышала, что я серьезно настроена, заговорила о деньгах. Рассказала о мужчинах, с которыми можно связаться.

Дома я рассказала все родителям. Те не ругали. Но решили, что это может ничего не дать. Было много историй о том, как сепаратисты брали большие деньги за выкуп и никого не отпускали.

Больше всего у сепаратистки Татьяны я просила за Антона. Он и посоветовал мне ехать на Франковщину. В Делиевом жила его бабка. Умерла в прошлом году. Ее дом пустовал.

В Ивано-Франковск или Львов всегда мечтала приехать. Хотела поступать сюда в медуниверситет на стоматолога. Назад, скорее всего, уже не вернемся. Некуда и нет к кому.

В комнату заходит мать 38-летняя Марина с маленьким Владимиром. Мальчик бежит к сестре, обнимает ее за ногу.

— В 2004 году, когда была оранжевая революция, Диане всего 4 года исполнилось, — говорит Марина. — Но она включала телевизор и вместо мультиков смотрела Майдан. Кричала: слава Украине!

Несколько недель жили без воды и света

4 февраля в нескольких метрах от дома Дианы Сидорчук взорвался снаряд. Семья в то время пряталась в подвале. В доме вылетели оконные стекла, провалилась крыша, сгорели вещи и мебель. Утром семья села в машину и отправилась на Западную Украину.

— Мы жили на окраине города, почти возле самого украинского блокпоста, — рассказывает Диана. — Все, что не попадало в блокпост, попадало нам во двор или дом. Несколько недель жили без воды и света. Володя, когда слышал взрывы "Градов", прятал голову под подушку. Или быстренько бежал в угол, забивался, закрывал ушки и кричал — бах!

Одноклассники недавно по интернету выслали фотографии нашего дома. Он теперь — как решето. Хороший ветер — и завалится. Где раньше стояла наша дача, там все сравняно с землей.

Сейчас вы читаете новость «"Включала телевизор и вместо мультиков смотрела Майдан"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть