В коллекции киевлянина 43-летнего Владимира Дмитриева около 1000 игрушечных солдатиков. Вскоре часть его коллекции покажут на выставке советской игрушки в США.
— Сколько? 40 гривен? А чуть дешевле? — приценивается Владимир к деревянному паровозику на барахолке столичного Куреневского рынка. Покупает игрушку за 35 грн.
— Это я не себе. В Умани у меня знакомый, который собирает настоящие старинные автомобили, коллекционирует любую технику, — объясняет.
— Один мужик здесь на рынке хвастался, что продал заводной мотороллер ленинградского завода 1930-х. Я ему: "Эх ты, можно было за 300 долларов отдать". Мне сейчас вся игрушка интересна, особенно Киевский завод имени Ватутина. Его открыли в 1944-м, чтобы отвлечь детей от игры с боеприпасами. Старые рабочие рассказывали мистические истории, как во время бомбардировок механизмы заводных заек включались. Сотни игрушек на складе начинали бить в барабаны, аж становилось жутко.
Предлагает поехать в Музей игрушки на Кловском спуске. Там выставлена часть его коллекции.
— Дома у меня только один небольшой стенд, все остальное в ящиках запаковано, по двум квартирам разбросано, потому что в одной не помещается.
Собирать солдатиков Владимир начал с 11 лет.
— Увидел у знакомого набор игрушечных пиратов. Они были не похожими на обычных советских солдатиков — железных и плоских. Такие производили на Донецкой фабрике игрушек. Там, кроме пиратов, выпускали наборы викингов, ковбоев, индейцев, рыцарей, римлян, египтян. Фабрику открыли в середине 1970-х, когда государство решило освободить женщин от труда на шахтах. За рубежом закупили старое оборудование американской фирмы "Марктойз", которая специализировалась на солдатиках. Среди советских мальчишек сразу появилась легенда, что восьмого индейца в наборе — фигурку раненого стрелой — запретили из-за жестокости. Хотя в наборе "американских пионеров" есть солдатик с рваной раной на спине, которого не запрещали. Только недавно я узнал, что просто на донецком заводе пьяные рабочие запороли пресс-форму раненого индейца.
Вспоминает, что донецкие солдатики были дефицитом.
— Один любитель боевого искусства джиу-джитсу заставлял меня перемалевывать для него из книги три приема — в обмен на одну фигурку. Игрался солдатиками лет до 14. Но у нас почти не выпускали наборы противоборствующих сторон. Бывало, советских солдат даже перекрашивали на немцев, чтобы воевать. Когда шел в армию, спрятал свои сокровища на чердаке. Вернулся, оказалось, что игрушки погры зли крысы.
В музее достает из сумки завернутую в бумагу фигурку летчика- чкаловца из прессованной резины.
— Это жемчужина моей коллекции. Купил у одного харьковчанина за 160 долларов. Готов был и 180 отдать. Это очень редкий солдатик 1930-х ленинградской фабрики "Красный треугольник". В Москве такие видел плохо сохранившиеся, а на этом, видите, осталась "родная" краска.
Спрашиваю о возрасте коллекционеров.
— Нет только молодежи, которая выросла на компьютерных играх. Раньше игрушка заставляла воображение детей работать, каждые два года проходила перерегистрацию в художественном совете у психологов, художников. А теперь виртуальные миры выдумывает машина. Когда еще был Сенной рынок в Киеве, продавцы мне говорили, что у меня есть конкурент — американский военный атташе, который тоже собирал советских игрушечных солдатиков 1930-х. Человек, который не разбирается в тонкостях, может за гривню продать и радоваться, что избавился от хлама. Езжу в Москву приблизительно раз в два месяца. Один продавец в "Вернисаже" за каждого солдатика просит по 150 долларов. Я бы одного взял, но он только по три штуки продает. В Харькове появилась фирма, которая очень кустарно копирует довоенных солдатиков. Продают их по 60 гривен. Подделку профессионал отличит сразу.
















Комментарии
2