среда, 31 мая 2006 17:23

"Соседи смеются, что я столько наплодила"

 

Олеся, Анна, Игорь, Роман, Андрей, Тарас, Галина, Ольга, Петр, Ульяна, Виктория — дети 48-летней Марии Явной. Старшей Олесе — 29 лет, младшей Вике — 11. Большая семья живет в селе Паланки Яворовского района. От трассы до старого дома — километр. На фоне соседских двухэтажных особняков хата госпожи Марии совсем неприметна.

— Входите, раз пришли, — встречает хозяйка. — Но писать не о чем, — черный пиджак на ней висит. Темная блуза и завязанный на подбородке платок подчеркивают худобу. — Не успела даже переодеться. Пришла с работы, сразу в хлев, потому что корова сдыхает, — жалуется она. — Ночью телилась: теленок сдох, а она еле теплая. И ветеринара вызывала. Не помог. И продать ее на мясо я теперь не могу, потому что лекарствами наколота.

В темном сарае лежит под покрывалом корова. Стонет. Возле нее хозяйничает грязная женщина.

— Моя младшая сестра, Александра, — объясняет Мария. — Пришла помочь. Она мнедетей нянчила. Своих у нее нет, замуж не вышла. Теперь за внучкой Марьянкой присматривает — старшей моей, Леси. Марьяна ее называет бабушкой. А Леся у меня молодец! Замуж вышла в Рудное, недалеко от Львова. И уже второй раз беременна.

Из дома выходит высокая беременная женщина в спортивном костюме и в туфлях на низком ходу.

А вы сколько детей хотите? — спрашиваю у Леси. — Как у мамы?

— Шутите? — смеется она, держась за низ живота. — Ну, может, если бы денег было много... А так, и двух хватит. Муж мой на строительстве работает, а я в декрете. Марьяна только подросла: четыре года скоро будет, — показывает на белокурую девочку,энергично взбирающуюся по прислоненной к дому лестнице. Рядом, на телеге, лежит на животе еще один ребенок. Руками подпирает голову, машет ногами.

За несколько дней до смерти должны были пенсию выписать

— Это Виктория хозяйничает, работы у нее нет, — недовольно объясняет Мария. — Она всегда молоко на дачи носит. По две с половиной гривни за полтора литра. Здесь много господ живет! — машет рукой. — Мы что? Хата несчастная, конь, корова, пара кур. Немного земли... А там все — предприниматели. У одного моя дочь работала — чипсы пекла, теперь пошла на другую работу. Другая дочь печет торты во Львове, булочки. Сыновья на строительстве по всей области подрабатывают. Самый старший, Игорь, в Москву на заработки ездит. Дети зарабатывают на детей.

А где муж ваш?

— Умер... От рака легких, немного пил. Но трудился до последнего, — отворачивается.

— Она пенсии его так и не добилась! — кричит сестра Марии из хлева. — За несколько дней до смерти Андрею должны были пенсию выписать. А она держит все документы в доме — боится неизвестно чего. Соседи пальцем показывают, а она все молчит.

— Смеются, что я столько наплодила... — бормочет Мария, поникнув головой. Носком черного ботинка чертит на земле черточки. — Бог столько дал. Вот одного сына — Андрюши — уже нет, — грустно продолжает. — Тоже умер. Неинтересно стало...

Что случилось с сыном, рассказывать женщина не хочет. Говорит, лучше говорить о живых.

— Старшие две дочери замужем. А сыновья все холостяки. Одному уже 25, а жениться никак не хочет. Была бы невестка, — Мария впервые улыбается. Зубы через один. — И пусть бы расходились по своим семьям. Потому что тесно всем вместе... Хотите посмотреть, где спим?

В доме — две комнаты, кухня, веранда и коридор. Стены побелены известью, дверь — белой краской. Пол кое-где протерт до голых досок. На веранде - накрытый клеенкой стол и несколько табуреток. В углу — старый низенький холодильник.

Сыновья все холостяки

— Все спим здесь, — открывает дверь в спальню. Три кровати сдвинуты вместе. Рядом еще две. Сверху разбросаны подушки, несколько одеял. — Шкодничать уже умеют! — хозяйка быстро сворачивает все. — Здесь телевизор, все собираются в одну комнату. В другой спать не хотят.

Маленький цветной телевизор стоит на единственной тумбочке. У ног хозяйки - рыжий котенок. Она отгоняет его.

Туалет — на улице. Ванны в сельском доме нет. Когда тепло — моются во дворе в лохани, когда холодно — в доме. Воду берут из колодца. Стирают на улице.

— Стиральные машины так скоро ломаются, — жалуется женщина. — Была старая,мотор сгорел. Теперь руками нужно стирать. Хорошо, что старшие сами стираются.

Есть вы варите?

— По-разному. У меня есть кастрюля на десять литров, — смеется, прикрывая рот. — Суп из фасоли или гороха идет хорошо. И картошку любят. Яйца не вижу: все съедают дети. А макароны, гречка — в морду колет. Не хотят, пусть не едят! На них не накупишься. Сколько той зарплаты? Я на почте работаю, письма разношу. 200 рублей и пенсия на детей — 380. Йой, не спрашивайте, потому что корова сейчас точно сдохнет. —Мария выбегает из дома.

1958 — родилась в селе Поланки на Львовщине
1975 — пошла работать на львовский конвейерный завод
1977 — вышла замуж за Андрея. Родилась первая дочь Олеся
1995 — родился последний ребенок Виктория
1999 — семья Явных отгуляла первую свадьбу. Замуж вышла дочь Анна
2001 — умер сын Андрей

Сейчас вы читаете новость «"Соседи смеются, что я столько наплодила"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть