Во дворе 45-летнего Михаила Голютяка из Золочева какой-то мужчина обрезает виноград. Черная собачка Кубик лает и вертится возле ног, но укусить не осмеливается. Из дома выходит девочка лет десяти. Михаил говорит, что это — его ученица: Голютяк учит ее расписывать яйца.
В небольшой комнате на маленьком столике стоит компьютер. На горе компактов лежит диск, на котором от руки написано "Лесик Бенд". На стенах мастерской — стеллаж с расписанными куриными и гусиными яйцами и картины Голютяка. На столе — краски, уксус, настольная лампа, свеча, натуральный воск, десяток яиц — все, что нужно для писанкарства.
— В начале 90-х в Золочев приехала какая-то пожилая дама из Канады учить коммунистических украинцев рисовать. Я тогда понял, что в жизни не буду этим заниматься, — смеется Михаил. — А вот жена так увлеклась, что писала и днеми ночью. Правда из пяти писанок четыре выбрасывала, — рукой он перебирает разрисованные яйца в глиняной миске. — Вот, — показывает одно с удивительным зверем, — первая писанка Николая — моего сына.
Сначала я только помогал жене, — продолжает. — А потом... На, потрогай, — дает мне два гусиных яйца: одно — шершавое, другое — гладкое.
Говорит, что сюжеты придумывает сам — в зависимости от фактуры поверхности.
— Лет семь назад увидел расписанное страусиное яйцо, — вспоминает. — Первое яйцо мне привезли из Чехии, я испортил его. Следующие заказывал в Португалии. Те яйца очень странные, — говорит. — Как-то собака схватила с кресла недорисованную писанку и начала тягать по полу — она не разбилась. А вот на столе, бывает, два яйца легонько стукнутся — и треснут.
Одна скорлупа стоит 50 гривен
Голютяк стучит ногтем по скорлупе страусиного яйца.
— Как фарфор, — говорит довольно. — Теперь их продают повсюду: на страусиных фермах, даже в супермаркетах. Одна скорлупа стоит 50 гривен.
Страусиную писанку Михаил рисует 3–7 дней, в зависимости от сюжета и настроения. Цену одной своей работы назвать отказался. Но говорит, что последние годы живет только за то, что рисует писанки.
— Недавно, — хвалится, — закупил кривые страусиные яйца: с наплывами и маленькими трещинами. Хотел так их расписать, что о-го-го! Вышло что-то совсем неожиданное. Пока расписываю, писанка покрыта воском, и я не знаю, что под ним.
Спрашиваю, как он празднует Пасху.
— Как и все люди, — говорит степенно. — Но никогда не ношу своих работ на освящение.
Смеется, что в советское время зарабатывал, рисуя партийные плакаты.
В приоткрытые двери забегает пес Кубик — тот, что когда-то не мог разбить страусиную писанку. Голютяк встает, чтобы выгнать его из мастерской — от греха подальше.
1961 — родился в городке Бучач, Тернопольской области
1977 — окончил художественную школу
1980 — Вижницкое училище прикладного искусства
1983 — женился на художнице Лилии Бабяк
1983 — родилась дочь Анничка
1985 — родился сын Николай
1995 — персональная выставка во Львове, член Союза художников















Комментарии