С Ольгой Прыгодой, 80 лет,из Переяслава-Хмельницкого на Киевщине, договорились встретиться у нее дома. Женщина дальше двора не ходит, как сказала по телефону: "Хода нет".
Старый деревянный дом стоит близ реки Трубиж. Во дворе спиленный ствол акации и два куста цветущего жасмина. Звонка нет, поэтому вхожу и громко спрашиваю, есть ли кто в доме.
— Я здесь, — откликается издалека женский голос. Иду на него.
На стенах — вышитый портрет Шевченко и рушники. На кровати выложены горкой вышитые подушки. Напротив двери в самодельной рамочке висит завернутая в целлофан молитва "Отче наш". Буквы на ней вышиты синими нитками.
— У меня здесь по-божьему, по-сельски. Обои, ковры — это не мое, я люблю, чтобы пахло глиной, - говорит хозяйка.
Видно, что стены побелены давно. Дощатый пол в одном месте просел.
Хозяйка — небольшого роста, с морщинистым лицом. На шее — ожерелье, на запястье — медный браслет. Сидит на кровати.
— Нужно, чтобы в каждом доме был "Отче наш". Об этом моя крестница где-то прочитала. В двести третьем году позвонила мне: "Тетя Оля, у меня много ваших вышивок,а такой нет".
— Повесить молитву следует напротив двери, — объясняет. — Войдет человек с добрыми намерениями, увидит ее и дальше пойдет. А с плохими — убежит. Рассказывала мне одна знакомая о своей соседке. Как только она придет — непременно курица сдохнет или сама заболеет, либо с мужемпоссорится. А однажды вошла в дом, а там мой "Отче наш". Она даже побелела. "Ой, — говорит, — я забыла дома газ выключить". Как выскочила из дома, год моя знакомая ее не видела.
Она смеется. А я снимаю со стены вышитую молитву. С обратной стороны ручкой написана другая молитва.
— Аесли потеряла что-либо, прочитай "Верую", и сразу Господь укажет, где оно лежит, — советует она.
На столе громко тараторит телефон в железной миске - чтобы лучше слышать. Ольга Григорьевна берет трубку.
— Нет, дорогая, не вышила я вашему Федору молитву. Троица была, а я не машина. Дал Бог работу, - говорит мне, — заказали "Счастливую дорогу".
Тараторит телефон в железной миске
Однажды знакомая, мы в одну церковь с ней ходим, говорит: "Вышейте себе "Счастливую дорогу" — вы же часто ездите". А я действительно к сестре часто в Любарцы в соседний район ездила. Это тоже молитва, но коротенькая, чтобы ангел-хранитель в дороге берег, — объясняет. — Обязательно нужно вышить имя и число, когда родился.
Она утверждает, что не всякая вышитая молитва имеет чудодейственную силу.
— Одна женщина пересняла мою вышивку у соседки. А затем ее муж разбил мотоцикл. Может, она с матерными словами ее вышивала? — допускает госпожа Ольга. — А я все делаю с любовью.
Вышила она более 300 молитв. Чаще всего заказывают водители. За "Счастливую дорогу" Прыгода берет 10 гривен. А еще вышивает поздравления с днем рождения.
Госпожа Ольга ведет дневник. Туда записывает стихотворения о том, что с ней случалось. Из кипы общих тетрадей, составленных на столе, достает один.
— Это мои курортные книги. С покойным мужем много ездила.
В стихотворениях есть информация, как добраться к курорту, какая там погода и какие медицинские процедуры. Речь идет и об экскурсиях. Например:
"Дальше ми йдемо, де обізяни зробили село. Гора, під горою — величезний забор. Пальми товсті й високі стоять. Сюди обізяни виходять гулять".
Говорит, что после одного курорта перестала употреблять лавровые листья.
— Под деревьями его в кучи сметают. Затем собирают в мешки и везут на завод. А в куче может лежать дней несколько. Как мнеего потом в борщ класть?
Вставая, женщина опирается на две палки. Ходить ей тяжело:
— Когда меня спрашивают, как мои дела, говорю: "Хуже некуда, а жить надо".
К моему приезду Ольга Прыгода испекла пирожки с ревенем, и забыла угостить. Перезвонила:
— Я их никуда не буду девать. Будут лежать хоть год, пока приедешь и заберешь их.
1926 — родилась в с. Любарцы Бориспольского района на Киевщине
1949 — поступила в Киевский геологоразведывательный техникум
1951 — работала геологом в южноукраинской экспедиции: ездила по Украине, а зимовала в селе Шестерня на Днепропетровщине
1956 — вышивальщица на фабрике художественных изделий в Переяславе-Хмельницком
1977 — вышла замуж за Григория
1982 — вышла на пенсию
1992 — умер муж
2003 — вышивает "Счастливую дорогу" и "Отче наш"
Награждена девятью медалями и одним орденом. Имеет 81-летнюю сестру Галину, которая живет в Любарцях, и 72-летнего брата Алексея в Киеве















Комментарии