
Когда хорошая погода, 30-летняя Евгения Теслюк катает туристов на бричке вокруг Олесского замка. Это на трассе Львов – Киев. Взрослых возит за 5 грн, детей — за три.
— Прета, тпррр, — тянет Женя на себя вожжи, останавливая красную металлическую бричку. Там, на скамьях, застеленных велюровыми покрывалами, сидит компания поляков. — Дзенькуе, проше паньства.
— Все думают, что я парень, — смеется Женя, спрыгивая с брички. На женщине вышиванка, синие шаровары. Волосы спрятаны под казацкой шапкой. — Просто у меня костюм такой. Сама шила! — растягивает шаровары, будто юбку. — Я родилась в Ташкенте, но в душе — украинская казачка. Правда похожа?
От украинок Евгения отличается разве что акцентом, но не узбекским, а польским.
— Четыре года в Польше жила, — приглаживает гриву кобыле. — Работала воспитательницей в садике для незрячих детей под Варшавой. А из Узбекистана выехала в 12 лет. Родители отправили в харьковский лицей, потому что в Харькове жил мой дядя. Потом училась в педагогическом колледже. Познакомилась с сестрами-монахинями, которые пригласили в Польшу.
Женя катает туристов три года. Вместе с ней работает ее муж Мечислав. Тоже одет казаком, продает туристам "привилегии" — бумаги, похожие на грамоты, которые когда-то позволяли шляхте без пошлины ездить Галичиной.
— Мечислав сейчас дома, — говорит женщина. — Погода не для экскурсий, небо затянуло тучами. И меня отговаривал ехать. А я не послушала: ану, каких-то пару гривен заработаю. Хотите, вас покатаю?
Садимся на место извозчика.
— Вйо, — Претта медленно везет нас парком.
Поженились в Ташкенте
Женя рассказывает, что Мечислава нашла в Люблине.
— С двумя подругами из колледжа поехали в Люблинский замок. И познакомились с тремя парнями. Мечислав — поляк, но родился на Тернопольщине. Претта, дочка, поворачивай, — говорит кобыле. — А поженились в Ташкенте. Моя мама Татьяна в первый раз увидела его на свадьбе. Мечислав ей понравился — такой красивый, образованный. В Люблине университет философии и теологии окончил, четыре языка знает, — говорит гордо.
Теслюки живут в трехстах метрах от Олесского замка.
— Раньше в селе Ожидов жили, — рассказывает. — Каждый день в Олеск восемь километров ездили. Но два года тому назад в бричку, которой ехал муж, врезалась иномарка. Я как раз осталась дома. Мечислава сбросило в ров. Бричка поломалась, коня поломало.
Семья решила строиться ближе к замку. Взяли в банке кредит.
— Сейчас живем в вагончике, но через год-два у нас уже будет дом, — мечтает Евгения. — Одноэтажный, кирпичный, с мансардой. После работы до ночи с мастерами работаем. 4-летнего сына Михайлика маме отдали. Когда мой папа умер, она переехали в Ожидов. А мужа маму, Яну, к себе забрали. Свекровь лежачая — у нее туберкулез костей.
Претта пофыркивает.
— В Ташкенте на ипподроме я с шести лет занималась, — успокаивает ее Евгения. — А Мечислав ужасно замки любит. Вот и придумали себе бизнес, только денег сначала не было. А три года тому назад сестра Елена, старшая меня на 10 лет, подарила нам двух коней — Претту и Приму. Она стюардессой в Ташкенте работает. За Претту дала 950 долларов, за Приму — 750. Недавно Елена в гости к нам приезжала.
Женщина "паркует" Претту у металлических ворот замка.
— Мечислав накаркал: будет дождь, — вздыхает, глядя на тучи. — Заработала сегодня 13 гривен. Зато в прошлое воскресенье 70 набрала.
1976, 15 апреля — родилась в Ташкенте (Узбекистан)
1988 — переехала учиться в Харьков
1995 — умер отец Валерий
1998 — закончила педагогический колледж в Харькове, поехала в Польшу
2001 — вышла замуж за тернополянина Мечислава, поселились в селе Ожидов Бусского района Львовщины
2002 — родился сын Михайлик; сестра-стюардесса Елена подарила супругам коней Претту и Приму
2003 — зарегистрировалась частным предпринимателем
2004 — начала строить дом возле Олесского замка на Львовщине
Комментарии