29-летний Юрий Петлеваный из райцентра Немиров на Виннитчине за девять лет побывал в 35 странах мира. Он работает механиком на грузовых морских судах. Встречаемся в его частном доме. Живет вместе с женой 23-летней Людмилой.
— В первом классе учительница всех спрашивала, кем хотим стать, — вспоминает немировец. — Я сказал, что буду моряком, как мой старший брат. Надежда Павловна тогда спросила: "Бананы нам будешь возить?". И я пообещал, что обязательно привезу ей ящик бананов. После девятого класса поехал поступать на штурмана в Одесское мореходное училище. Только тогда впервые увидел море. С первого раза не поступил. Расстроился и вернулся в Немиров. Начал учиться на сварщика. Через год опять поехал покорять Одессу. Поступил на инженера-механика. Потом попал на практику в немецкий флот по кадетской программе.
Первый мой рейс был в Сингапур. Экипаж состоял из поляков и филиппинцев. Оттуда плыли через Тихий океан 17 суток в Эквадор. А это родная страна бананов. Вспомнил первую учительницу. Ящик бананов стоил доллар. Местные их также обменивают на стиральный порошок и мыло. Правда, те, что там купил, мы съели на борту. Их транспортируют к нам зелеными. Учительнице купил бананы в порту. Привез ей домой. Надежда Павловна была удивлена и счастлива. Больше никому не давал таких долгих обещаний.
Сейчас он — механик третьего разряда. Отвечает за техническое состояние судна. Говорит, что контейнерные корабли развивают скорость 38–40 км/ч. Какие грузы перевозит, не говорит, потому что подписывает договор о неразглашении.
— Самый долгий срок на воде — 20 дней. Переплывали Тихий океан от Китая до Латинской Америки. Тяжелее всего переходить часовые пояса. Мы двигались навстречу времени. Допустим, сегодня рабочий день начинается с восьми утра, завтра с семи, потом с шести. Не успеваешь адаптироваться. Ночью не мог заснуть. Это истощает.
Прошу рассказать о трех странах, которые поразили больше всего.
— Когда останавливаемся в портовых городах, беру велосипед, туристическую карту и еду исследовать город. Меня в коллективе шутя называют туристом. Я говорю на английском и немного на польском, — рассказывает. — В Новой Зеландии чувствую себя как дома. Климат похож на наш. Люди очень вежливые. Там не страшно самому гулять даже среди ночи. Как-то увидел раритетную машину. Давай с друзьями фоткаться возле нее. Подходит хозяин, дедушка. Говорит: "Так давайте прокачу вас". Обвез по всему побережью. Предлагали ему деньги за экскурсию, но он обиделся и не взял. Сказал, что это подарок.
В Сингапуре поразил магазин электроники "Сим-Лим". Там продают такую технику, которой я за два года до сих пор не видел в Украине. Запомнился DVD-проигрыватель размером с пачку сигарет. Представил, как удобно смотреть по нему фильмы в автобусе.
В Японии был в последний раз за полгода до землетрясения. Заправлял судно горючим. Это входит в мои обязанности. Каждый раз проверяю, правильно ли заправили. Японец лет 60 это увидел да и говорит: "Что ты идешь проверять? Это — Япония, тут тебя никто не обманет".
В 2005-м попали в серьезный шторм. Корабль сильно качало. Меня бросало во все стороны. Ночью не мог спать, падал с кровати. Так длилось четверо суток. В такие минуты надеешься на Бога и лишь бы техника не подвела. Если судно станет, то за 15 минут может пойти на дно. А в экипаже 20 человек.
Женился Юрий пять лет назад. Детей не имеет.
— Когда вышла замуж, Юра обещал, что еще один раз поедет в рейс и все. Жду его по четыре-восемь месяцев на год. Когда он уезжает, наша кошка через два дня убегает к Юриным родителям. За ней к ним переселяюсь я. Трудно ждать одной в четырех стенах, — добавляет жена. Работает экономистом в Немировской райбольнице.
Комментарии
5