Развалившиеся фермы бывшего колхоза имени Тараса Шевченко в селе Дмитровичи Мостыского района Львовской области теперь в собственности французского фермера Юга Танню. После ремонта здесь будут откармливать свиней. На арендованных 400 га земле иностранец будет выращивать зерновые культуры для кормов.
При въезде в Дмитровичи сразу бросаются в глаза руины ферм. Из железных ворот выходит 57-летний Петр Карпяк. Рассказывает, что именно этот комплекс выкупил француз.
— Когда соседи говорили, что какие-то французы в село наведывались, я не верил. Они что, с дуба свалились, чтоб за эти ра звалины деньги давать? — Петр Карпяк показывает на руины. — А на следующий день сам видел иномарки с французскими номерами. Гости осматривали фермы, мерили шагами землю. Потом взяли в кулек немного нашей земли и повезли во Францию на экспертизу. Вероятно, хотели знать, плодородная ли.
На работу к французу пойдете проситься? — спрашиваю.
— Ходил только что, сказали, что подождать нужно, — отвечает. — Десять человек уже набрали — какие-то решетки для свиноферм делают. Еще столько же за месяц наберут. Мой родственник на француза работает. За первый месяц 800 гривен получил — у нас таких денег нигде не заработаешь. Люди на полях пашут, скот кормят, а за мясо и молоко копейки имеют. Молодые на заработки выехали.
Юга Танню, о котором разговаривают в Дмитровичах, мы разыскали возле длинного кирпичного здания завода кали бути — решеток, которые на свинофермах стелют вместо пола. Француз как раз бросал лопатой песок в бетономешалку. За работой наблюдали трое крестьян и 22-летняя переводчица Оксана.
— Навоз стекает сквозь дыры, а свинарник остается чистым. Таких решеток в Украине больше никто не делает, — объясняет Оксана рабочим.
Худощавый темноволосый с легкой сединой на висках Юг опирается на лопату. Оксана говорит, что пришли журналисты. Француз улыбается и что-то тихонько отвечает ей.
Взяли в кулек немного нашей земли и повезли во Францию на экспертизу
— Юг очень рад, что им интересуется пресса, — переводит Оксана, — но просит простить, что не принимает по-французски. Ни помещение, ни офис его еще не готовы.
Под жилье француз реконструирует бывшую контору. С одной стороны мастера белят две комнаты, обкладывают ванную комнату дорогой плиткой. Вход из другой комнаты ведет в большое офисное помещение. Здесь тоже есть ванная.
Знакомимся с 26-летним парижанином Томою Гоно. Белокурый парень — коммерческий партнер фермера, присматривает за мастерами. Оба француза в настоящее время живут на квартире в селе.
— Мы холостяки-э кстремалы, — весело объясняет Юг. — Думаем осесть в Украине на несколько лет. Если все пойдет хорошо — на дольше останемся.
— Юг имеет в виду, если женимся, — смеется Тома. — Ваши украинки такие кралечки!
Танню рассказывает, что попал в Украину случайно:
— Французский фермер Жан-Пьер Бере через Международную ассоциацию развития вышел на чиновников со Львова. Они и посоветовали ему заняться комплексом в Дмитровичах. Жан-Пьер искал партнера, который согласился бы на длительное время поселиться в Украине. Опубликовал в газете объявление. Мы откликнулись.
По образованию Юг Танню электромеханик, но с детства занимается сельским хозяйством. В провинции Бретань на северном западе Франции имеет ферму на 600 свиноматок. Ежегодно продает полторы тысячи свиней.
— Хочу и здесь столько выращивать, — говорит Юг. — В следующем месяце открою первую ферму на 150 свиноматок. Это будут породистые свиньи. "Гены" из Франции привезу.
Вместе с Жан-Пьером Танню вложил в завод по изготовлению кали бути $100 тыс. На свинофермы планирует потратить миллион. Следующей весной засеет поле кормовыми культурами для откорма свиней, закупит технику.
— Придется вложить два миллиона долларов, — говорит Тома. — Думаю, за пять лет расходы окупятся.
— Ваши люди думают, что нам выгодно открывать бизнес из-за дешевой рабочей силы, — добавляет Юг. — Но это не так. Будем полностью работать на украинском рынке — закупать сырье, продавать продукцию. Во Франции я плачу работникам вдвое больше, но их там втрое меньше. Шестьсот свиней обслуживают четверо рабочих. В Дмитровичах — 15.
— Украинцы — работящие люди, — говорит Тома, — но не привыкли на кого-то работать. Мы видели, как местные крестьяне трудятся на своих огородах — вдвое живее.
Французы приглашают выпить чашечку капучино в продуктовом магазинчике. Сбоку от прилавка два столика с лавками. Тома заказывает напитки, подмигивает молодой продавщице.
— Жаль, что здесь клуб не работает — на дискотеку сходили бы, — смеется француз. — Но в воскресенье поедем в соседний городок Судовая Вишня. Говорят, там хороший ресторан и живая музыка.
За паи крестьяне провели газ
— Колхоз в Дмитровичах распался в конце 1990-х, — рассказывает сельский председатель Иван Бузина, 37 лет. — Создали частную агрофирму, но и она обанкротилась. Восемь зданий — фермы, гаражи, цеха — постепенно разрушались. Французы выкупили их вместе с 12 гектарами земли, еще 400 гектаров планируют арендовать. За свои паи крестьяне заработали неплохие деньги. Некоторые семьи получили по четыре тысячи гривен. Когда в селе проводили газ, деньги очень пригодились.












Комментарии