Дирижер ансамбля "Киевские солисты", профессор Богодар Которович, 64 года, выходит из серого "опеля". Поправляет деловой костюм. Идем в Киевскую консерваторию, на кафедру скрипки, которой он руководит. Маэстро садится за лакированный стол и трет виски.
— День тяжелый, — говорит. — На выпускном в школе имени Лысенко преподавательницы требовали всем "12", хоть я и заверял, что "10" и "11" — это тоже отлично. Женщины рвали на себе волосы, устраивали истерику. В молодости поставил две двойки в Харьковском музучилище. Был очень принципиален, — иронизирует. — Потом стал мудрее. Однажды экзаменовал женщину лет 50, которой нужно было ставить железную двойку. Сделал вид, что меня зовут к телефону. Ей поставили тройку.
Почему не остались преподавать в Сиднейской консерватории?
— Ректор предлагал работать еще пять лет, но там я был "славик" — славянин, — объясняет. — В Австралии ниже нас только вьетнамцы. Да и музыканты из австралийцев никудышние.
Это правда, что вам целовал руки польский композитор Кшиштоф Пендерецкий?
— Ну, он хвалил нас на репетиции. А жена Пендерецкого Эльжбета предложила работать вместе. Она возглавляет фонд Бетховена, дружит с женой Ющенко. Надеюсь, станет нашим импресарио. Ее знает весь мир.
Волнуетесь перед концертами?
— Когда был скрипачом, волновался. А профессия дирижера простая. Нужно иметь сильную волю, чтобы тебя чувствовал оркестр. Я ушел в расцвете, чтобы никто не слышал от меня плохой игры. Скрипку подарил старшему брату, который выехал в Новую Зеландию.
Имеете амулеты?
— Плюшевую свинку. Хрюкает, если ударить. Старые амулеты оставил первой жене. Раньше вешал дома на абажур значки городов, в которые ездил на конкурсы. На конкурсе Энеску в Бухаресте познакомился с Ростроповичем. Он кормил всех конкурсантов. Пригонял "рафик" и кричал: "Ебята, сегодня едем в настоящий кабак, будем есть чолан" — запеченную свиную ногу.
Снимаю за бешеные деньги квартиру возле консерватории
Теперь вы сами судите.
— Члены жюри делятся на "блохоловов" и тех, кто оценивает личность. Первые смотрят: что-то скрипнуло, музыкант пальчик не так поставил. Есть скрипачи, которые с одной программой ездят на все конкурсы. За победу платят 10 тысяч долларов. Поэтому я смотрю, есть ли будущее у музыканта. Самый порядочный — конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе. В Генуе, Италии, тоже подбирают незаангажированное жюри. А вот конкурс имени Чайковского — стыд Москвы, еще более позорный — конкурс имени Ойстраха в Одессе. Там один делец шоу-бизнеса приглашает в жюри тех, кто ему выгоден.
С кем из скрипачей и дирижеров дружите?
— У меня был товарищ Сондецкис, — говорит о 78-летнем литовском дирижере Саулюсе Сондецкисе. — Теперь он в Греции. Дружим с Гидоном Кремером. Учились вместе в Московской консерватории. Он прекрасно сохранился, только поседел. Когда набирал оркестр, пригласил мою дочь Мирославу. Гидон приглашает только прибалтов, а моя прабабушка была эстонкой. Несколько дней назад Кремер захотел, чтобы Мирослава прилетела к нему в Калифорнию на концерт. Умчалась за три девять земель.
Правда, что "Киевских солистов" приглашали на гастроли в Париж, а вы отказались?
— Нам предложили малые суточные, переезды в автобусах, плохие гостиницы.
Вы — строгий руководитель?
— Опаздываешь на репетицию — пять гривен на бочку. Это мало, в оркестре Кремера платят по пять долларов. А на концерт опаздываешь — идешь из коллектива.
Которовичу звонят. Он смотрит на часы и говорит, что пора домой.
— Снимаю за бешеные деньги квартиру возле консерватории, — говорит. — Было у меня две жены, каждой оставил по квартире. Наталья Кметь — мама Мирославы, — объясняет. — Вторая — пианистка Евгения Басалаева. Наш 13-летний сын Антон — тоже скрипач. С Натальей добрые отношения. А с Женей долго не общались. У нее сильная харизма, но на корабле не может быть двух капитанов.
А как с вредными привычками?
— Водка, — признается он. — Удовольствие на день, а три дня сам не свой. Не знаю, сколько продержусь, но сейчас не пью.
В июле маэстро будет праздновать день рождения.
— А через три дня вступительные экзамены в консерваторию, — говорит он. — Убегу из Киева, потому что все мамы пытаются всунуть мне какой-то подарок.
Прощаемся в 21.40. Которович говорит, что сегодня еще не ел. Целует мне руку и поворачивает к "Мистеру Снеку", что напротив консерватории.
1941 — родился во Львове
1946 — во время голода ходил во львовский детсад, где детей бесплатно кормили
1961 — переехал в Москву
1966 — приехал в Киев
1967 — победил на конкурсе скрипачей имени Джордже Энеску в Бухаресте
1995 — создал государственный камерный ансамбль "Киевские солисты"













Комментарии