- Исследование истории - это мой крестовый поход для освобождения сознания украинцев от советизации, - говорит писательница и историк 53-летняя Елена Стяжкина. На 28-м литературном фестивале "Форум издателей" рассказала о двух своих новых книгах.
Монография "Минусники: наказаны пространством" посвятила репрессиям в СССР. "Социально опасным" гражданам запрещали жить в определенных местностях после принудительного выселения из домов или отбывания наказания в ГУЛАГе.
- Сначала такие города назывались "минус шесть", - говорит Стяжкиной. - Впоследствии "минус 12", "минус 28", а доходило до "минус 50". Украина всегда попадала в этот минус, была проблематичной для советской власти. Скажем, в белорусском Минске можно было жить всем. А в Киеве - нет.
Географическую изоляцию ввели в 1924 году. В организации участвовали не только ОГПУ и НКВД, но и обычные люди. Например, соседи могли написать донос: "Просим разобраться". А карательные органы выселяли. Все участники процесса думали, что оказывают услугу. Не расстреляли же. Вроде ничего такого, что выселили и не можешь вернуться домой.
Мой текст о том, что большая лавина террора всегда начинается с малого шага, идеей которого является втягивание всех. И ни одна власть не может сделать репрессию массовой, пока не запятнает всех участием в маленькой.
Книга "Минусники" вышла в киевском издательстве "Темпора". Стоит 180 грн.
Вторая новинка Елены Стяжкиной - "Вкус советского: еда и едоки в искусстве жизни и искусстве кино (середина 1960-х - середина 1980-х)". Посвящена гастрономическому мифу СССР. Рассказывает о меню обычного человека, системе общественного питания, теневом рынке для номенклатуры, еде как механизме принуждения.
- Это моя персональная война с ностальгией по советским временам. Еда - универсальный язык. Через нее демонстрирую репрессии. В советском обществе вкус был так же недостижим, как и свобода.
Магазины, столовые, рестораны брали на себя функцию невидимых репрессивных органов, которые дисциплинируют, контролируют и выносят приговор. "Будешь плохо себя вести, тебе колбасы не продадут".
На советского человека пища нападала: "Она полезна, ее надо есть" - например, рыбий жир. Или ее вообще не было - голод или дефицит. Или же: "Ешь, пока дают". В детском садике: "Не нравится тебе манная каша - она у тебя на голове будет". С детства учили принуждению к еде. Брать то, что дают, не капризничать и не иметь собственного вкуса. Еда - это топливо. Мы не имеем права на удовольствие.
Эту традицию продолжаем до сих пор. До недавнего времени я даже не знала, что люблю есть. Только что полезно, дешевле. Провела подобное исследование с женщинами моего возраста или старше.
Проанализировала более 200 советских фильмов. Если составить кулинарную книгу по ним, то хватит двух бумажек.
Книга "Вкус советского" от столичного издательства "Дух і Літера" стоит 210 грн.
Комментарии