— Попытка коммерциализировать образование тревожит, — говорит бывший министр образования Станислав Николаенко, 54 года. — Это противоречит Конституции, которая определяет, что высшее образование гражданин получает на конкурсной основе. Если человек сдал экзамены на государственную форму обучения, то он не должен платить. Если же студент учится на коммерческой основе, то он уже заплатил.
Экономическая выгода от этих нововведений будет небольшой, да и на каждой кафедре кассира не посадишь. Это как настриг со свиньи: визга много, а шерсти мало. За рубежом такого нигде нет. Даже в Лондонском Королевском университете.
Нововведения приведут к углублению коррупции в вузах. Еще несколько лет назад некоторые ректоры пытались ввести платные услуги. Преподаватели начали соревноваться, кто больше поставит двоек. Потому что студенты платили в кассу за пересдачу, а преподаватель с этого получал премиальные.
Платные услуги сделают из преподавателей "гаишников". Скажем, пересдача лабораторной работы стоит 80 гривен, а студент дает преподавателю 50, чтобы тот его не "завалил".
Нужно стимулировать тягу молодежи к работе с книгой, а не брать деньги за пользование библиотекой. Этим отбивают у студентов желание учиться и совершенствоваться.
В разумных рамках платные услуги в вузах могут быть. Скажем, за аренду помещений, пользование транспортом, обучение на курсах водителей или дополнительных языков. Но брать дополнительные деньги за основную профессию — это нонсенс. Так скоро будут брать плату за то, что студенты заходят в аудиторию.
Зарабатывать деньги вузы могут через научно-исследовательские, прикладные, конструкторские разработки, выполнение работ, продажу изданной литературы, предоставление агентских услуг, выращивание сельскохозяйственной продукции, на опытных участках, студенческиъх строительных отрядах.














Комментарии