Председатель Партии защитников Отчизны, профессиональный юрист и бывший народный депутат Юрий Кармазин, 49 лет, говорит, что единственный выход из политического кризиса — найти консенсус между президентом и парламентом. Прежде всего — относительно кандидатуры будущего премьер-министра.
На днях парламент упразднил январское постановление об отставке Кабинета Министров Юрия Еханурова. Как прокомментируете это решение?
— А вы посмотрите на прошлый созыв и увидите, что единственным депутатом, который еще тогда подал подобное постановление, был Юрий Кармазин. Я поставил вопрос о том, что решение принималось с нарушением Конституции и регламента. Сегодня это один из способов спасения, за который в судорогах хватается Верховная Рада. Если идти по этой логике, то так же в следующем парламенте можно упразднить постановление об избрании Александра Мороза спикером нынешней Верховной Рады. Это полный абсурд. Это постановление не имеет ни одной юридической силы. Потому что Кабинет Министров перед новой Верховной Радой заявил о добровольном сложении своих полномочий. С тех пор начался отсчет 60 дней, отведенных на формирование следующего правительства.
Партия регионов обвиняет президента в затягивании времени с представлением на должность премьер-министра кандидатуры Виктора Януковича. Обоснованны ли эти упреки?
— Они безосновательны. В Конституции записано, что президенту дается на это 15 дней. Здесь все ясно. А вот что делать, если он не внесет эту кандидатуру?
— Конституция не дает на это ответа. Она принята спешно и содержит много двусмысленностей, неточностей, грубых упущений — от этого все нынешние беды. Истолковать их некому — Конституционный Суд не сформирован. Подправить эти недостатки тоже никто не может. Поэтому не исключен вариант, что Кабинет Юрия Еханурова и в дальнейшем будет спокойно работать. Пока не будет найден выход из этой юридически запутанной ситуации.
Допустим, что Конституционный Суд работает. Как бы он истолковал спор относительно внесения кандидатуры Януковича?
— Конституционный Суд начал бы анализировать, что понимается под словом "вносит": это право президента или обязанность? Отдельными политическими силами оно трактуется как обязанность. Якобы Виктор Ющенко должен исполнить сугубо техническую роль — роль почтальона. Но, простите, тогда это уже не президент. Значит, это право президента, раз на размышления ему дается целых 15 дней. Очевидно, что он, как гарант Конституции, должен взвесить, что это за фигура, компромиссна ли она для общества. Поэтому мне сегодня, по большому счету, жаль Януковича.
Янукович уже что-то начинает понимать
Почему?
— Он действительно является лидером партии, набравшей наибольшее количество голосов. Но его фамилия не является компромиссной для украинского общества. И это понимает президент Виктор Ющенко. Я вижу, что Виктор Федорович изменяется, пытается быть лучшим политиком. Уже что-то начинает понимать. Но к прошлому премьерству Януковича у большой части общества есть очень много вопросов. В том числе — относительно фальсификаций во время президентских выборов.
Как вы оцениваете качественный состав нынешней Верховной Рады?
— Там нет критической массы специалистов-законотворцев. Большинство стали депутатами под выборы премьера, под должности в исполнительной власти.
Реально ли сформировать правительство без участия Виктора Ющенко?
— Силовиков и министра иностранных дел президент назначает по согласованию с Верховной Радой. А вот что делать Ющенко, если депутаты откажутся голосовать за его кандидатуры? Непонятно.
Выходит, президент и Верховная Рада должны искать компромисс, потому что они будто связаны одной веревкой?
— Именно так. Конституция между строками призывает их к взаимному компромиссу. Поэтому коалиция не должна быть диктатором, не должна ставить Виктору Ющенко ультиматум: только Янукович, и все. Но президент также должен идти навстречу коалиции. Потому что Конституция прямо говорит, что он не может без Верховной Рады реализовать свое право назначать председателя Службы безопасности, министра иностранных дел, министра обороны. Поэтому нужно взаимопонимание между президентом и парламентом. И оно должно базироваться на общенациональных интересах.
Некоторые народные депутаты до сих пор являются совместителями. Кто сегодня совмещает мандат и насколько это законно?
— Дмитрий Притыка — председатель Высшего хозяйственного суда, Алексей Ивченко возглавляет наблюдательный совет "Нефтегаза", Валентина Семенюк — Фонд госимущества, Нина Карпачева — Уполномоченный Верховной Рады по правам человека. Непонятно, почему на это закрывает глаза Центральная избирательная комиссия? Она просто не имела права допустить этих людей к принесению присяги народного депутата.
Может случиться, что Кабинет Юрия Еханурова и в дальнейшем спокойно будет работать
Насколько реальными являются угрозы отдельных политиков об импичменте Виктора Ющенко?
— Все замыслы Партии регионов, социалистов, коммунистов об импичменте президенту — пустые разговоры, банальное запугивание. Без Блока Юлии Тимошенко это невозможно сделать. Почему? Для начала процедуры импичмента нужно 226 голосов, потом — 300, а затем — три четверти депутатских голосов. То есть, без "Нашей Украины" импичмент можно объявить, а без фракции Тимошенко — нет. Поэтому говорить о его реальности можно будет только по условиям, когда при определенных обстоятельствах сойдутся политические интересы Юлии Тимошенко и антикризисной коалиции. А это почти невозможно.
Что сегодня происходит с Конституционным Судом?
— Его судьи должны быть приведены к присяге в течение месяца со дня своего назначения. Если же проходит больше месяца, то нет гарантии, что на этого человека не вышли определенные заинтересованные лица. И что он кому-то не продался. Если действовать по закону, то президент должен заново назначить своих судей, и съезд судей — переназначить своих.
Комментарии
1