На этой неделе в Х ельсинки состоится дежурный саммит Украина — Европейский Союз. Как и многие предыдущие, он не принесет никаких принципиальных решений для отношений Киева и Брюсселя. В лучшем случае согласуют текст соглашения об упрощении визовой процедуры.
Но кроме естественного формализма, раньше таким встречам на высшем уровне присущее было и несколько другое: ожидание чего-то важного, неординарного или скандального. В отличие от нынешних, отношения Украины с Европейским Союзом времен Кучмы несли в себе интригу. Даже две: одну настоящую, другую — искусственную.
В советское время пропаганда приучала людей к мысли о близости коммунизма. Во времена Кучмы — о близости вступления в Европейский Союз. Украина последовательно идет к ЕС и уже чуть ли не на его пороге — такой был один из главных пропагандистских тезисов прежней власти. Крепко контролируемые средства массовой информации ревностно ее проповедовали.
Украина имеет возможность приходить и играть в теннис
Соответственно, каждый саммит Украина – ЕС подавали как еще один шаг на пути к Европе. Мол, Киев делает для этого все возможное, но сейчас -де ожидает от Евросоюза сигнала о членстве, по крайней мере ассоциированном. А сигнал этот может поступить именно во время саммита. Народ интриговали. Конечно, никаких сигналов на саммите никто не подавал и подавать не мог. Но его все равно расписывали как успешный, трактуя дежурным прорывом любое более или менее лояльное к Украине высказывание представителей Брюсселя.
Для незначительной, но более проинформированной части украинских граждан бесперспективность домогательств Киева получить какой-то статус или сигнал была очевидной. Но интрига сохранялась и для них. Заключалась она в другом: на дежурном саммите Европейский Союз укажет ли Кучме на подавление свободы слова или преследование оппозиции? И если укажет — то насколько решительно и резко? Тем более что в последние годы своего правления Кучма официально выезжал в Европу лишь на подобные мероприятия.
Теперь никакой интриги нет. Побыла немного после оранжевой революции, когда заговорили о подаче заявки на членство в ЕС. Но все стихает. В Хельсинки будут привычные заявления о европейском выборе Украины с нашей стороны и официозное одобрение украинской демократии — с их. Посол Германии в Украине Райнгард Шеферс недавно сравнил ЕС с теннисным клубом. Украина, мол, имеет возможность приходить туда и играть в теннис, но официально стать членом этого клуба пока еще не может.
Действительно, интрига исчезла. Она теперь — во внутренней украинской политике. Среди прочего — и относительно того, кто же в действительности будет руководить у нас внешней политикой.













Комментарии