Ексклюзивы
пятница, 19 ноября 2010 10:17

"Есть сюжеты, которые никогда не удастся согласовать с россиянами"

Автор: рисунок: Владимир Казаневский
 

Россия и Украина создадут рабочую группу ученых, которая будет готовить общее учебное пособие для учителей истории. С ним педагоги смогут предложить ученикам более объективные знания, уверен министр образования и науки Дмитрий Табачник.

— Я не верю в общий текст. Конотопскую битву выиграл Иван Выговский — россияне проиграли. В другом случае победили они, а нас разбили. Есть сюжеты, которые никогда не удастся согласовать с россиянами, — говорит заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии профессор Наталья Яковенко, 64 года.

Минобразования ссылается на западный опыт. Европейский Союз любит всех мирить, потому что это в его экономических интересах. Общие учебники пытались писать Греция, Болгария и Сербия. Но даже с места не сдвинулись — слишком большие территориальные претензии. Своя "горячая дружба" и между французами и немцами. На общие пособия и учебник они решились после многих лет сближения позиций.

На Западе практикуют культуру мира. Люди не садятся писать общий учебник, пока не выработают общие виденья, сюжеты и ценности. Пока не преодолеют барьеры. Ведь все мы — дети больших национальных историй ХХ века, которые сплошь были конфронтационными, с обвинениями соседей во всех смертных грехах.

Мы пытались писать общий польско-украинский учебник. В 1991-м заключили специальное соглашение между министерствами — и до сих пор ничего не сделали. В бюрократической среде все всегда мертворожденное.

Министр Табачник заявляет, что есть специалисты, которые очистят историю от наслоений. Кто это? Все, кого я спрашивала, говорят, что не принимают в этом участия. Но они где-то берутся. В кармане, наверно, у него сидят. Я не считаю сотрудников Института истории НАНУ плохими специалистами. Но эта структура перетянула в Украину советский образ научной жизни — за очень малым исключением люди зарабатывают деньги на псевдонауке. Из 170 человек работают 20.

Украинское пособие для учителей издали. Постарались Петр Толочко с компанией историков такого же возраста и убеждений. Хотя до сих пор не понятно, дошло ли оно до учителя.

Другое дело — школьный учебник. Его нельзя изменить лишь потому, что кто-то этого хочет. Нужно сначала переписать программу. А это — длительная и бюрократическая процедура: создать комиссию, утвердить, просчитать часы и тому подобное. Минобразования должно объявить конкурс на написание учебников под утвержденную программу. Он длится по крайней мере год. И после этого вся процедура начинается сначала.

Безоценочный учебник выглядит так: левая страница — энциклопедическая: "решил", "пошел", "разбил", "потерял" и тому подобное. Права — иллюстрация: аутентичные гравюры, фотографии и другое.

Но учебник по истории существует для того, чтобы ученик воспринимал ее через живых людей, отождествлял себя со страной, территорией. Чтобы ребенок знал: красть — плохо, быть благородным и щедрым — хорошо.

 

"Табачник ни разу не показал, что уважает Украину"

— Министр ссылается на опыт Франции и Германии, но там никто и не думает ассимилировать друг друга или навязывать свою трактовку. Поэтому этот пример для Украины неуместен, — комментирует бывший руководитель Института национальной памяти Игорь Юхновский, 85 лет. — Говоря об учебнике общей истории, россияне осуществляют политику ассимиляции. Очевидно желание министра Табачника угодить России. Этот человек ни разу не показал, что уважает Украину, ее культуру. Если он еще и будет писать "общую историю", такой учебник не будет объективным.

Мы отдали России все, что могли. Но взамен — никакого движения. К нашей государственности относятся чуть ли не враждебно. Потому что все, что сделали россияне, по определению правильно, а украинцы — наоборот. В отношениях с нами им недостает честности. А без этого не напишешь правдивую книжку о сотнях тысяч украинцев, вывезенных и замученных в Сибири, о Голодоморе и массовых убийствах.

Интернет устранил монополию на информацию

— Какой смысл такого учебника? — спрашивает историк 60-летний Владимир Сергийчук, профессор Киевского национального университета им. Шевченко. — Сейчас уже не напишешь историю так, как это делалось в советское время, когда не было интернета, доступа к источникам как внутренним, так и западным. Информация доступна для каждого, кто хочет узнать правду. Что, напишете общий учебник и запретите интернет, большое количество книг, закроете все архивы? Это лишь лишняя трата средств.

А учителя? Ученики им будут тыкать альтернативными Орестом Субтельным, Михаилом Грушевским и Наталией Полонской-Василенко, и таким образом будут подрывать авторитет преподавателей.

Сейчас вы читаете новость «"Есть сюжеты, которые никогда не удастся согласовать с россиянами"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть