Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации Константин Косачев, 44 года, говорит, что Украина инициирует ухудшение отношений с Россией, а Москва больше такого не будет терпеть.
Почему в отношениях Украины и России — кризис за кризисом?
— В Украине достаточно долго не проводили серьезного анализа всего комплекса российско-украинских отношений. Была иллюзия, что Украина может реализовывать свои собственные национальные интересы без учета их характера и состояния.
Так без этого реализовывать свои интересы Украине нельзя?
— Все можно. Но понятно, что в этом случае российско-украинские отношения будут регрессировать. Поскольку и в России есть свои интересы.
В то же время я считаю, что отношения с Украиной являются для нас более приоритетными, чем с отдаленной Европой. Поэтому мы были бы рады определенным импульсам с украинской стороны. Но их почему-то длительное время не поступало.
А что поступало?
— Мы не раз слышали, что Украина якобы готова поддерживать и развивать с Россией отношения во всех сферах. Но мы видим, что стратегически Киев поворачивается лицом к Европе. Речь идет о ЕС, о НАТО. В то же время не говорится исчерпывающе и ясно о перспективах Единственного экономического пространства, о реализации других российско-украинских договоренностей.
На протяжении 15 лет мы субсидировали украинскую экономику
Это — выбор Украины. Но за политическим выбором следуют определенные вполне прагматичные последствия. Любая страна учитывает характер отношений, когда решает: закрывать глаза на определенные шероховатости или наоборот — акцентировать на них.
Россия очевидно глаза на "определенные шероховатости" не закрывает?
— Если вы имеете в виду ситуацию с ценой на газ, то изначальные предложения Украине были очень либеральными. 160 долларов за тысячу кубов — это достаточно неплохая цена. Но предложение отбросили. Хотя предложенная "Газпромом" окончательная формула вполне отвечает формуле расчета цены на газ для наших европейских партнеров.
На протяжении последних 15 лет мы практически субсидировали украинскую экономику. Притом, что Украина отказывалась это признавать. Она привыкла к низким ценам на нефть. В сущности, заболела "голландской болезнью". Это когда избыток природных ресурсов не стимулирует экономических реформ.
А Россия такой болезнью не страдает?
— Для России существует потенциальная опасность этой болезни, потому что у нас богатые недра. А для Украины она существует потому, что под боком — богатая Россия. Которая вроде бы всегда готова эти ресурсы поставлять.
По вашему мнению, Украина обречена именно так дружить с Россией?
— Мы не хотим вас к этой дружбе принуждать. Но если вы сделали выбор, то уже будьте последовательными до конца.
Вы не можете наладить контроль над качеством мяса
Скажем, вы не можете наладить у себя контроль над качеством мяса или молочных продуктов. Известны случаи, когда индийская буйволятина выдавалась вами за телятину и все такое. Мы могли бы на это закрывать глаза. Даже в убыток определенным собственным интересам. Потому что мы — друзья. Но когда нам каждый раз говорят, что мы — друзья, а это не чувствуется, то вот такой и результат.
Еще раз отмечу: речь идет не о том, чтобы принуждать Украину к дружбе с Россией через подобные экономические рычаги. Ни в коем случае. Если Украина говорит, что она является абсолютно суверенной, что она государство с рыночной экономикой, что она самодостаточная и будет определять свою геостратегическую политику, исходя лишь из собственных национальных интересов — мы это так и понимаем.
Это кажется вам странным для независимого государства?
— Следует понимать, что такая позиция подкреплена экономическими возможностями самой Украины. А если этих возможностей нет, то это напоминает поведение какого-то подростка. Он не может представить, чтобы им командовали его родители. Но при этом в его кармане пока еще пусто! И он ежедневно приходит к родителям и берет у них деньги на школьный завтрак или мороженое.
Я никоим образом не хочу кого-то оскорбить. Но таково состояние украинской экономики, ее реформ. В состоянии ли она обойтись в современном, достаточно жестком мире, лишь собственными ресурсами, или ей нужна какая-то внешняя поддержка?
Инициатива на ухудшение отношений исходит с украинской стороны
На мой взгляд, обходиться самостоятельно она пока не в состоянии. И ей нужна поддержка извне. Я в этом не вижу ничего плохого. Но когда украинские политики пытаются проигнорировать это и заявляют, что они будут стоять лишь на собственных ногах — то, пожалуйста, на них и опирайтесь. Вот и весь ответ России.
У вас самого есть ощущение, что Россия и Украина — друзья?
— На уровне людей это, безусловно, чувствуется. Надеюсь, что никакие политические кризисы не испортят нашего взаимного уважения и симпатии. Более близкого, чем украинский народ, на постсоветском пространстве нам тяжело и представить.
Но политики постоянно эти отношения портят. Не снимаю вины за это и с российских политиков. Иногда и они действуют неуклюже. Однако, на мой взгляд, инициатива на ухудшение отношений все же исходит с украинской стороны. Россия терпела долго. Но она не может терпеть бесконечно.
Комментарии