Когда девятилетнюю Наталью взяли в семью, она не умела даже толком читать. Минул год. Сейчас девочка знает наизусть сказку о царе Салтане. Ее приемная мама Валентина Гладун убеждена: только семья может раскрыть способности сирот, вернуть им любовь к жизни.
Почти у всех детей из детдома есть задержка в психо-эмоциональном развитии. Коллективное воспитание не может компенсировать отсутствие родительской любви и семейного уюта. В таком заведении ребенок не получает необходимых социальных навыков, а без них приспособиться во взрослом мире, создать собственную полноценную семью крайне сложно.
— Каким бы хорошим ни был детский дом, малыш там несчастлив, — говорит психолог Елена Птушко, 37 лет. — У него развивается так называемый синдром госпитальных детей. О воспитанниках заботятся: кормят, одевают, моют, учат. Однако не ласкают, как мама, не целуют, не обнимают. Дети не знают любви.
В течении пяти лет после выпуска каждый пятый воспитанник детского дома становится беспризорным. Каждый второй совершает правонарушение, а каждый седьмой пытается наложить на себя руки. Об этом свидетельствует статистика Министерства по делам семьи, молодежи и спорта.
150–200 тысяч детей растут без родителей
На Западе уже давно преобладает система воспитания сирот в детских домах семейного типа и приемных семьях. У нас они появились в 1998 году. С тех пор создано 156 детских домов семейного типа, на сегодня существует 192 приемных семьи.
— Приемная семья может взять на воспитание не больше четырех детей, а детдома семейного типа — от пяти до десяти. Но в обоих случаях родители-воспитатели не имеют прав биологических родителей. Малыш сохраняет статус сироты и пользуется всеми льготами, — объясняет директор департамента по вопросам детей Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Людмила Волынец, 44 года. — В отличие от усыновленных детей, он имеет возможность вернуться к своим настоящим родителям. Например, если биологическим маме или папе вернут родительские права.
По оценкам экспертов, в Украине от 150 до 200 тысяч сирот и детей, лишенных родительской заботы. Из них в детских домах семейного типа и приемных семьях растут 1800 детей. На протяжении года планируется устроить в такие семьи еще 2–2,5 тысяч ребят, говорит Людмила Волынец.
Скоро восьмеро сирот будут жить в семейном детдоме на Печерске — престижном районе Киева. Районные власти предоставили отремонтированное помещение бывшего детсада в первом этаже жилого дома. Мебель и квартплату тоже взяли на себя. Хозяйкой в этом доме будет Ирина Гаврилюк, 39 лет, школьный учитель рисования. Теперь она оставит работу. Собственную 11-летнюю дочку и сирот будет обеспечивать ее муж.
— Мы прошли специальную подготовку, работали с психологами, общались с родителями, которые уже воспитывают приемных детей или работают в таких семейных детдомах. Преимущественно это глубоко верующие люди, — говорит Валерий Гаврилюк, 43 года.
Семейному детдому государство обязано предоставить помещение, а вот приемные семьи должны обеспечить себя жильем самостоятельно.
В детдомах семейного типа и приемных семьях растут 1800 детей
С января этого года социальная помощь детям-сиротам до шести лет составляет 800 гривен в месяц, старшим — 1028. Из этих денег родители могут потратить на себя 35% — это их заработная плата. Сумма зависит от количества приемных детей. Однако для приемных родителей она не может превышать полтора прожиточных минимума (744 гривни), а для родителей в детдоме семейного типа — пяти прожиточных минимумов (2480 гривен).
Такие родители работают круглосуточно, без больничных, отпусков и выходных. Потому не стоит побаиваться, что приемными родителями будут становиться ради денег.
Отказать людям, которые хотят стать приемными родителями, могут из-за судимости или болезни, неудовлетворительное материальное состояние или отсутствие жилья. Желающих нажиться на детях или просто морально не готовых к такой деятельности должны отсеивать еще во время специальной учебы. А социальные службы должны постоянно присматривать за каждой приемной семьей или семейным детдомом.














Комментарии