В понедельник, 31 мая, Межгосударственный авиационный комитет передал Варшаве копии записей "черных ящиков" Ту-154. Польский самолет разбился 10 апреля под Смоленском. На борту было 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Все погибли. Среди них президент Польши Лех Качиньский с женой Марией и часть политической элиты страны.
На стенограмме зафиксированы голоса капитана, второго пилота, бортинженера, диспетчера, стюардессы, штурмана и неизвестного собеседника.
В 9.09 штурман смотрит карту, проверяет датчики. Второй пилот сообщает, что в самолете есть 11 т топлива. Диспетчер советует набирать высоту до 7,5 тыс. м.
— Землю видно... Что-то там действительно видно... Может, удастся избежать трагедии, — говорит через минуту второй пилот.
Диспетчер сообщает о температуре, давлении и курсе.
— Скажи, какая температура. Х-о-о-о-лодно, — второй пилот шутит с коллегой.
Через несколько минут он и командир самолета решают, какую высоту набирать.
— Смоленск. Видимость 400 метров. Туман, — сообщает диспетчер.
Бортинженер, неустановленное лицо и пилот обсуждают ситуацию.
В 9.17 капитан разговаривает с неизвестным:
— Бася, туман. Не знаю, сядем ли.
Допускают, что Бася — это главнокомандующий ВМС Анджей Бласик.
— А если не удастся? — интересуется неизвестный.
— Придется отойти, — отвечает капитан.
Сомнения в том, сможет ли сесть самолет в Смоленске у диспетчера появляются за 17 мин. до катастрофы. Он спрашивает, есть ли запасной аэропорт. Капитан говорит о Витебске и Минске.
Ту-154 в 9.25 связывается с польским самолетом, который раньше сел в Смоленске.
— Нам повезло. Сели в последнюю минуту. Попробуй посадить самолет. Если не удастся со второй попытки, иди на запасной аэродром. В Москву или куда-либо, — говорят с земли.
Капитан решает снижаться.
— Им же удалось, — поддерживает его пилот.
С первой попытки сесть не удается.
Капитан предлагает повисеть с полчаса в воздухе и, если не распогодится, садиться в Витебске или Минске. Ту-154 связывается с польскими коллегами на земле. Те говорят, что тучи слишком толстые. В 9.29 капитан спрашивает, прилетели ли уже на место россияне.
— Ил дважды пытался сесть. Кажется, полетел куда-то, — отвечают с земли.
— Хуже всего, что туман и черные тучи, — говорит второй пилот за 11 мин. до аварии.
Командир приказывает снижаться.
В 9.39 самолет готов к посадке. Диспетчер говорит: "полоса свободна". За минуту до аварии пилоты четыре раза получают голосовое сообщение, что земля слишком близко. Экипажу приказывают немедленно подниматься. В 9.41 слышно шум от столкновения с деревом.
— Курва мать, — кричит второй пилот.
Раздается новый приказ диспетчера идти вверх на второй круг. Его слова заглушает крик в кабине президентского самолета.
Комментарии