— Эти выродки достали меня, — сказал 43-летний Александр Литвиненко за несколько часов до смерти своему другу, российскому режиссеру Андрею Некрасову. — Пообещай мне, что не вернешься в Россию. Иначе ты будешь следующим.
Бывший агент российской службы безопасности умер от отравления в прошлый четверг в одной из лондонских больниц. До последнего он был убежден, что убийство заказала российская власть.
— Саша был хорошим, сильным и смелым мужчиной, — сказал Некрасов после его смерти. — А человек, которого я увидел в больнице, был похожим на узника нацистского лагеря.
Литвиненко родился в Воронеже. В 26 лет начал работать в спецслужбах. Дослужился до подполковника.
Он заявлял, что получил задание убить Бориса Березовского, тогда заместителя секретаря совета безопасности России. Выполнить приказ отказался. Утверждал также, что в 1999 году агенты Федеральной службы безопасности взорвали жилой дом в Москве. Более позднее обвинение в этом чеченцев и война в республике помогли Путину выиграть президентские выборы.
В 2000 году с женой Мариной и сыном Анатолием Литвиненко убежал из России в Великобританию и попросил политического убежища.
Резкое ухудшение здоровья он почувствовал 1 ноября. В тот день он встретился с итальянцем Марио Скарамеллой. Тот якобы принес информацию об убийцах журналистки Анны Политковской. Встречался он и с двумя россиянами. Одним из них был бывший агент КГБ Андрей Луговой. Оба отрицают, что отравили Литвиненко.
— Любая смерть — это трагедия. Причастность Москвы к убийству — это полный абсурд, и прибавить к этому нечего, — заверяет представитель пресс-службы российского президента Дмитрий Песков.
Сначала британские врачи сообщали, что Литвиненко отравили таллием. Однако после смерти эксперты выяснили, что был использован радиоактивный полони й. В природе его добывать крайне тяжело, получают металл в ядерных реакторах.
Комментарии