"Горб, ямка, камни — начались Ильинцы, — шутит 24-летняя Олеся Пилипчук из райцентра. — У нас дороги, наверное, самые худшие в области".
30 октября жители сел Китайгород, Городок, Леухи и Черторыя Ильинецкого района направили письмо премьер-министру Украины Юлии Тимошенко с просьбой помочь с ремонтом 30 км. дороги Кальник–Леухи. Ее разбили грузовики, которые возят камень и отсев из Кальницкого гранкарьера в другие области для строительства дорог.
— У людей, которые живут по обе стороны центральной дороги, дома осели, — жалуется Надежда Горбатюк, 54 года, из села Китайгород. — У меня в доме разрушен фундамент, арматуру видно. В летней кухне печь перекосилась. Стена от печи настолько отошла, что рука пролазит. Когда грузовики едут по улице, в домах вазоны на окнах подпрыгивают. Вдоль улицы только в нашем селе домов 50 будет, и у каждого такая проблема.
Люди обращались в облавтодор, направляли письма предыдущим премьерам, президенту Украины, но помощи не получили.
— Этот отрезок пути настолько разбит, что по нему на телеге нельзя проехать, не только на автомобиле, — говорит председатель райсовета Олег Дмитрик, 44 года. — Немного подремонтировали в 2005-ом. Дорога через село не рассчитана на крупногабаритные грузовики, для них должна быть специальная объездная.
147 жителей села Бернашовка Могилев-Подольского района живут за 1,5 км от дамбы Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Ниже, в 700 м от села, — Жванский гранкарьер.
— Если бы, не дай Бог, дамбу прорвало, вода смыла бы все село, — говорит сельский голова Евгения Сивун, 50 лет. — А от взрывов на карьере дома у людей лопают. Грузовые автомобили, которые возят камень от карьера к берегам реки Жван для их укрепления, совершенно разбили нам все дороги.
Через пять усадеб в селе проходят линии электропередач по 330 кВт.
Наши люди не спят
— Их протянули еще в 1970-х, — говорит Евгения Сивун. — Тогда обещали давать пайки — муку, сахар, крупы. Но Союз распался, и все утихло. Люди жалуются на головную боль, повышенное давление от влияния линий. Сегодня ночью одна из них так шумела, что казалось, будто сильный дождь идет. А под другой, которая тянется из Ладыжина, в мокрую погоду с зонтиком не пройдешь, — по телу чувствуешь легкое покалывание.
Евгения Леонидовна писала письма с просьбой о помощи в разные районные и областные инстанции. Результата никакого:
— Людей обещали переселить еще в 1980-х. Часть жителей действительно переселили в соседнее село Коньковцы, другие брали деньги и покупали дома, где им нравилось.
Село Пороги Ямпольского района расположено на границе с Молдовой.
За 400 м от него, по другую сторону Днестра — Косоуцкий гранкарьер.
Работы на нем начинаются вечером и длятся до часа ночи. От взрывов в селе движется земля, в домах появляются трещины.
— Когда начинает выть сирена, которая извещает о начале и конце взрывов, заснуть невозможно, — говорит сельский голова Олег Иватенко. — У них там ночью электроэнергия дешевле, а наши люди не спят из-за этого. Я написал уже много писем в район, область, Киев, и результата никакого. Обращался и к генеральному директору карьера. От него пришел ответ, что их работа отвечает всем необходимым стандартам.
"ГПУ" обратилась к винницким чиновникам с просьбой сообщить, имеют ли право жители сел, некомфортных для проживания, на денежную компенсацию. Ни облгосадминистрация, ни управление экологии не смогли дать ответ. Посоветовали обратиться к санэпидемстанции.
Главный санитарный врач Винницкой области Валентина Зайцева говорит, что каждый из случаев нужно рассматривать отдельно:
— Перечень норм для открытия карьера достаточно большой. Учитывают, что в нем будут добывать — песок, глину или камни. Будут ли применять взрывной метод для добывания сырья. От этого зависит радиус защитной полосы вокруг карьера, строиться в котором запрещено. С другой стороны, нужно разобраться, что было первым — населенный пункт или карьер. В первом случае, если карьер открыли рядом с населенным пунктом, виновата администрация и его нужно закрыть. Если же люди сами построились под карьером — это другое дело. Ни о каком возмещении в таком случае речи быть не может. Так произошло с асфальтобетонным заводом в Виннице. Возвели сначала его, а люди сами начали подтягиваться и строиться поблизости. Относительно линий электропередач, то я с уверенностью могу сказать, что сначала протянули их, а люди уже построились под ними. Никогда в жизни ЛЭП не протянут над жилыми домами. На это просто никто разрешения не даст.














Комментарии