28 сентября президент 52-летний Петр Порошенко обратился к руководителям силовых структур с требованием найти и наказать виновных во взрывах склада боеприпасов на 48-ом арсенале Вооруженных сил под Калиновкой на Виннитчине, которые произошли за два дня до того.
Служба безопасности назвала эти события диверсией. Виновным грозит от восьми до 15 лет тюрьмы.
Главный военный прокурор Анатолий Матиос, 48 лет, заявил: нет ни доказательств, ни показаний свидетелей, что взрывы спровоцировал вражеский беспилотник. На совещании в Совете нацбезопасности и обороны 4 октября сказали, что следствие рассматривает две основных версии и скоро их обнародует. Вероятнее всего, пожар спровоцировали изнутри два одновременных взрыва: в открытом хранилище и в бункере с бетонными стенами.
— Понести ответственность за взрывы должны все: от начальника Генштаба до командира части, — говорит военный эксперт 45-летний Дмитрий Снегирев. — Ведомство Виктора Муженко получило из бюджета средства на инвентаризацию припасов и пожарную безопасность. Их не использовали или направили не по назначению.
Также должен ответить министр обороны Степан Полторак, — продолжает Снегирев. — Должен был подать в отставку еще после взрывов в Балаклее в марте этого года. Потому что в министерстве не сделали выводов с позапрошлогодних взрывов на Сватовском полигоне. Нужно наказывать верхушку Минобороны, а не руководство склада. И нельзя ограничиться отставками. Виновные должны понести уголовную ответственность.
— Вину за события в Новобогдановке в 2007 году и в Балаклее весной 2017-го перевели на низы, — говорит заместитель директора Института исследования экстремизма 38-летний Богдан Петренко. — За Сватово кого-то сняли с должности, кому-то выписали выговор. В армии до сих пор действует круговая порука. Если рванет на других складах, скажут что-то наподобие: а в Калиновке мы отстранили четырех лейтенантов.
Ответственность должен взять на себя президент. Этого ждет общество. Взрывы случились в его день рождения и на его малой родине — это вызов.
Как действуют в подобных ситуациях в других странах?
— И в Европе, и в США случаются взрывы на складах. Но там, во-первых, усиленные меры безопасности. Во-вторых, очень быстро находят виновников. А мы приближаемся к России, где каждый год происходят десятки трагедий из-за халатности.
Должны не только назвать имена виновных, но и показать людям, как они наказаны.
Мы подавали запрос в Генпрокуратуру — за три года войны зафиксировали почти 4 тысячи терактов, из них — 113 диверсий. Наказаны лишь 10 людей.
Украинцы не доверяют Генеральной прокуратуре и Генштабу, которые расследуют дело. Поэтому результаты вызовут подозрение даже при 100-процентной достоверности. К следствию стоит привлечь независимых экспертов, общественных активистов.
Как усилить безопасность на складах?
— Должны вынести уроки с каждого случая взрывов. Этого до сих пор не сделали. Если в Калиновке совершили диверсию с помощью дронов — нужно разработать систему защиты от них для других складов.
Также усилить требования к военным. Армия, как никто, в этом заинтересована. Доверие к войску сейчас сверхвысокое — более 50 процентов. Армия объединяет Украину. Гибридная война будет длиться не на линии столкновения. Все силы враг направит на уничтожение доверия к армии. Минобороны и Генштаб должны это понимать. Единственная самозащита — это работа над ошибками, очистка и прозрачность.
Три склада горели во время АТО
С 2000 года на артиллерийских складах Вооруженных сил Украины произошло девять пожаров. Три — во время АТО.
В 2003-м в городе Бахмут на Донбассе пожар уничтожил 10 из 17 складов боеприпасов 52-й бригады ВСУ. По восемь лет тюрьмы с лишением званий получили начальник службы ракетно-артиллерийского вооружения майор Владимир Бевз и начальник склада прапорщик Валерий Ботнар.
Склады в Новобогдановке Запорожской области взрывались четыре раза.
В 2004-м причиной признали брошенный солдатом окурок. Уволили с должностей начальника Генштаба Александра Затинайко и главнокомандующего сухопутных войск Петра Шуляка. В 2005-м сдетонировал артиллерийский снаряд, который распиливали военные. Одна женщина умерла от ранений. В следующем году было еще четыре небольших пожара. Один из них спровоцировал взрыв 9 августа. В мае 2007-го во время утилизации сработали поврежденные боеприпасы. Погибли двое солдат. На шесть лет посадили в тюрьму начальника Новобогдановской части Сергея Лилова — за халатность, кражу военного имущества и служебную фальсификацию. На столько же — рядового Олега Селина. Два года и четыре месяца тюрьмы получил Борис Курбатов из корпорации "Содружество", которая утилизировала заряды, — за содействие в разворовывании.
В 2008-м загорелся склад под Лозовой на Харьковщине. Ранило охранника. Виновным признали командира части Алексея Полякова и его заместителя Александра Заику — не приказали убрать мусорник, с которого начался пожар. Через полгода обоих амнистировали.
29 ноября позапрошлого года взорвались склады в городе Сватово на Луганщине. Погибли пятеро людей. Причиной назвали сигнальную ракету, которая залетела на склад. В служебной халатности обвинили майора Александра Литвиненко. Получил 7 месяцев и 22 суток в дисциплинарном батальоне. Половину срока отсидел в СИЗО, поэтому был освобожден после объявления приговора.
23 марта 2017 года взорвались склады в 65-ом ракетно-артиллерийском арсенале в райцентре Балаклея на Харьковщине. Следствие длится.
В сентябре 2017-го загорелся склад в селе Новоянисоль под Мариуполем на Донетчине. Причиной называют поджог травы фермерами на полях.
Комментарии