— Хочется не праздновать День Победы, как россияне, а помянуть близких, погибших во Второй мировой. Это день скорби, — говорит крымчанка 57-летняя Татьяна Кошина.
Два года живет в Киеве. 8 мая пришла с внучкой возложить цветы к мемориалу "Родина-Мать" в столице.
— Дед войну закончил в звании полковника. Трижды был ранен, умер уже в мирное время, — продолжает. — Корю себя за то, что мало расспрашивала о войне. Поехала с мужем на БАМ. К родителям в отпуск приезжала дважды в год. Деда видела нечасто, — внучка на руках у Татьяны крутит приколотый к ее блузке красный мак. — Очень правильно этот день стали называть Днем памяти, скорби и примирения. Внучке своей рассказываю, как оно было. В мои времена всей правды не говорили.
Учительница 49-летняя Ирина Ищенко с Житомирщины привезла учеников на экскурсию в Музей истории Украины во Второй мировой войне.
— У нас месячник патриотического воспитания. И 8, и 9 мая — большие праздники для Украины, — говорит. — Болит нашим людям, потому что деды воевали и дети воюют. В настоящий момент война — не пустое слово. Если забудем историю, пропадем. Сегодня достала фотографии дедов, которые на войне погибли. Пытаюсь ежегодно писать письма и слать посылки тем, кто их похоронил в войну. Это хутор Толстый. В церкви закажу за них панихиду.
— Я пришла вспомнить деда и бабу, которые воевали в АТО, — говорит 8-летняя Лилия.
— Не в АТО, а в Великой отечественной, — поправляет мать 33-летняя Юлия. Фамилию не называет. Cлужить в 54-й бригаде ВСУ на Донбассе. Сейчас проходит реабилитацию в госпитале.
— Это тяжелые моменты, — объясняет. — Стою и вспоминаю, сколько товарищей на Светлодарской дуге погибло. Еще вчера общался с человеком, а тут побратимы говорят: не вернулся из боя.
Бабка была в концлагере. Я часто просила рассказать — отмалчивалась. Носила блузку с длинным рукавом. Лет в 12 случайно увидела на руке татуировку — номер пленного.
9 мая около 9:00 металлическими заграждениями перекрыли ул. Лаврскую от станции метро Арсенальная до парка Славы. Вдоль дороги выстроилась полиция, нацгвардейцы, конница. Людей пропускают через рамку металлоискателя.
Женщины продают фетровые маки по 10 грн, большие, — по 15 грн. Прохожие в вышиванках, с сине-желтыми лентами. Прикалывают символ памяти.
15 человек из ветеранской организации Подольского района привозят микроавтобусом к Национальному музею истории Украины во Второй мировой войне.
— Раньше как-то чувствовалась победа, был праздник, мы собирались, шли по дороге, играл оркестр, мы пели. Здесь устраивали полевой обед, — вспоминает Эльвина Заглада, 80 лет, глава Подольской ветеранской организации.
— Да какой парад? Страна в состоянии войны, — перебивает ее Василий Капустенко, 89 лет. — Лучше те деньги воинам АТО отдать. А мы и так своих помянем.
— Моя прабабушка была медсестрой на фронте. Ежегодно 9 мая она становилась грустная и много плакала, — 23-летняя Оксана Макаренко несет букет сирени к Вечному огню.
На площади Независимости напротив стелы Победы установили герб Украины, из ткани сделали большой цветок мака. Лампадками выложили годы Второй мировой войны, под ними надпись "Героям слава!". На ступенях дежурит полицейский. Вдоль дороги поставили стенды со снимками участников Второй мировой. Их фотографирует мужчина в белой футболке и джинсах. На груди мак и сине-желтая лента.
— Сегодня поздравлял лишь ветеранов, их очень мало. Бесят мужчины с дедовскими медалями с колорадскими лентами.
Комментарии