В шесть вечера в греко-католическом архикафедральном соборе Святого Юра на Святоюрьевской горе во Львове идет служба. Прихожане становятся друг за другом на исповедь. В церкви четыре священника.
— Еще в начале Великого поста священники призывают людей идти на исповедь. Они не слушаются, все затягивают, — монахиня Василианского монастыря Святого Ануфрия сестра Евгения, 40 лет, выходит из храма. — В народе говорят, что в последнюю неделю поста исповедующиеся наибольшие грешники. Церковь такого не знает, исповедует даже детей. Правда, священники переутомляются. Несколько лет тому назад говорили с самого утра голодать. Теперь это правило изменили, позволяется не есть за час до исповеди. У людей стало более слабое здоровье.
К выходу идут две прихожанки лет 20, смеются.
— Меня не исповедал. Сказал, чтобы со всеми врагами помирилась, — говорит одна. — Пойду в православную церковь. Там с этим проще.
— А меня священник держал полчаса. О таком спрашивал — стыдно было правду сказать. Вышло, что у меня только один грех — каждую неделю в церковь не хожу.
В небольшой православной церкви Святого Георгия близ Пригородного вокзала исповедуют только утром. Начинают в 7.00. В среду в очереди стоят 60 человек. Внутри храма поместились 20, остальные ждут во дворе.
— Кто крайний? — спрашивает львовянка 34-летняя Ирина Козий. В первый раз привела дочку Веронику, 6 лет. Ребенок одет в белое пышное платье. Его приобрели для первого причастия.
— Планировали раньше пойти. То я на работе задержалась, то малая болела, — объясняет Ирина. Вероника удивленно смотрит по сторонам. Берет восковую свечу.
Прихожане по очереди подходят к двум священникам в красных фелонях.
— Как имя? — громко спрашивает один. — Люди добрые, еще раз прошу: когда подходите, сразу называйтесь. Вас много — я один.
Каждого исповедуют около 3 мин. В храм заходит следующая двадцатка.
— Вчера 1,5 часа прождал, не исповедовался. Теперь снова на работу опаздываю, — переминается с ноги на ногу 45-летний Владимир. — Неисповедавшегося жена из дома выгонит. Говорит, не исповедаешься — куличом подавишься. Где-то читал, что французы придумали по телефону исповедоваться. Вот бы нам так.
В Латинском кафедральном соборе в центре города исповедуют римо-католиков. 25-летняя Наталия Герасим с сыном Тадеем в коляске молится возле образа покровителя при безнадежных обстоятельствах — Тадее.
— В кафедре исповедь длится где-то 25 минут. Не помню, чтобы что-то попросила у Святого Тадея и просьба не осуществилась. Дала обет, когда рожу сына, назову его Тадеем. Родственники были против, но я обещание выполнила.
На дверях греко-католического храма Святых Ольги и Елизаветы на пл. Кропивницкого висит объявление, что в последнюю неделю поста не исповедуют. Священники ездят по квартирам старых и немощных. Входные двери закрыты. Внутри стоит деревянная лестница. По ней поднимаются мужчины, чтобы помыть люстры-"пауки". Женщины гладят вышитые полотенца, вытирают от пыли иконы.
— Хотел бы помочь убирать церковь, но меня не пустили. Просился исповедоваться, но прислужник выгнал, — говорит 49-летний Богдан в потертой кожаной куртке. Ежедневно возле храма просит милостыню, прихожане бросают копейки в его пластиковый стаканчик. — Что мне делать? Работы нет, я больной. Чтобы группу по инвалидности дали, нужно 1,5 тысячи заплатить.
Комментарии
1