56-летний Иван Виниринский с женой 50-летней Марией живут в горах в 4 км от села Микуличин Ивано-Франковской области. К ним не проводили электричество, газ, телефонную связь. Мобильник возле их дома не работает.
— Дочь подарила Марии ту игрушку, телефон, — трудно идет к скамье у дома Иван Юрьевич. — Теперь она еженедельно, когда идет в церковь, носит его к куме электричеством заряжать. Потому что у нас же света нет. Спать ложимся, как солнце зайдет. А зимой можем лампу на солярке зажечь. Я еще один агрегат купил, чтобы электричество вырабытывал. Но он солярки жрет много. Вон, как поставил в сарае, так только иногда вытягиваю, когда Мария вышивать хочет.
Двор Виниринских отделен от горной дороги мелкой, но быстрой рекой. Во время наводнения уровень воды поднимается, поэтому к двору переброшен мостик — распиленный вдоль ствол дерева. Перил нет.
— Раньше у нас соседи на той горе были, и на той, — показывает на горы, которые стоят в нескольких километрах. — А теперь старики поумирали, а молодые в Польшу поехали на заработки. Но нам и не нужно никого. Увижу раз в неделю живую душу, какого-то заробитчанина или детей, которые в горы идут, и хватит мне. А о чем говорить? Шли какие-то и говорят, что пенсии теперь людям давать не будут. Вот тебе и новости. Лучше бы и не знать таких. Мария хочет поговорить с кумами, так каждое воскресенье в церковь ходит.
Светлый пес садится у ног и кладет морду на колени Ивану Юрьевичу.
— Вот — Довбуш, а кошку назвал Марусей, как жену. Она ожеребилась, котят привела. Еще держим корову и двух быков. Овец плохо держать, сена им много надо.
Возле деревянного дома сложены дрова. Дом Виниринские построили сами. Предыдущий, который ставили родители Ивана, сгорел.
— Я лесорубом работал, пока меня бук не побил. Свалился на меня и придавил стволом. Ребята, что со мной были, разрезали бук и меня вытащили. После того я раньше на пенсию вышел, потому что не мог работать. С женой поменялись работами. Теперь корову дою, быков пасу. А Мария воду носит, огород обрабатывает. Разве что не вышиваю за нее.
При входе в дом над дверью висит несколько искусственных букетов. Такими украшают колодцы перед Крещением. Потом цепляют над дверью, чтобы нечисть не зашла в дом.
— У нас много неприкаянных душ в горах живет, — говорит Иван Юриевич. — Как идешь в горы, нужно чеснок брать или полынь, чтобы от нечисти уберечься. Я не видел, но мне рассказывали, что потерчата в лесу бегают. Это такие маленькие зеленые дети. Они — души детей, которые родились мертвыми или умерли нерожденными. Пробежит между ногами, что и не увидишь, и спрячется за деревом или за пеньком. Вот за ним бежать нельзя, потому что заведет в самую гущу леса, что и не выберешься. А как сил не станет ходить и дороги искать, то придут мавки и защекочут до смерти.
Когда видишь в лесу такого потерченка, нужно чеснока откусить, они его вони боятся. В птичек превратятся и будут летать за тобой. Как начнут кричать: "Крести! Крести!", нужно подбросить платочек, сказать имя святое, которым хочешь назвать потерченка, и сказать: "Крещу тебя!". Тогда потерченок крещенный становится и в рай попадает. А если будет семь лет некрещеными по лесам ходить, то обратится в мавку, лесовика или водяного.
Иван Юрьевич срывает молодую полынь возле дома и дает ее на дорогу.
— Как увидишь девушку с волосами, как лен, и будет спрашивать, что у тебя в руках, полынь или петрушка, скажи — полынь и брось ей под ноги. Это мавка. Она перевернется и прыгнет в воду. А как скажешь "петрушка", то защекочет насмерть.
Комментарии
1